Потенциал аквакультуры Приморья не реализован даже на 50%
Несмотря на принятый Федеральный закон «Об аквакультуре», отрасль не получила толчка к развитию. Предприятия продолжают сталкиваться с несовершенством законодательной базы, отсутствием реальных инвестиций и хищениями урожая. Между тем, по оценкам экспертов, потенциал отрасли в Приморье огромен – до 3,5 млн тонн гидробионтов в год. Об этом сообщает primgazeta.ru.
По данным ассоциации «Аквакультура», в 2013 году профильные предприятия края собрали более 700 тонн урожая. Основной объем пришелся на морскую капусту. Для сравнения: в 2008 году предприятия собирали около 1800 тыс. тонн.
Показатели отрасли могут стать еще ниже. Дело в том, что в настоящее время результаты проходившего в ноябре 2012 года в крае конкурса на выделение участков оспариваются в арбитражных судах федеральной антимонопольной службой. В итоге власти края были вынуждены приостановить оформление участков для аквакультурных хозяйств до того, как в этой сфере будет наведен хоть какой-то порядок.
И бизнес, и администрация признают: основная причина сложившейся ситуации – в отсутствии эффективной, а главное, функционирующей нормативно-правовой базы. Несмотря на то что основной закон «Об аквакультуре» вышел практически год назад, необходимо еще более 20 подзаконных актов, для того чтобы он заработал. Но ни один пока так и не выпущен.
56 предприятий аквакультуры действуют сегодня в Приморском крае
– Наша ассоциация совместно с администрацией края и приморским территориальным управлением направляла свои предложения в Минсельхоз, – говорит исполнительный директор ассоциации «Аквакультура» Александр Платонов. – Однако, несмотря на существование в Росрыболовстве целого управления аквакультуры, дело с мертвой точки не сдвинулось. Что говорить, до сих пор отсутствуют положения, которые разграничат два принципиально разных направления – воспроизводство лососей и воспроизводство беспозвоночных (гребешка, трепанга, устрицы и др.).
Одной из причин этого является отсутствие научных обоснований, точнее, методики расчета выращенной продукции на рыбоводном участке, которую и предполагается изымать для реализации, говорят специалисты. По лососям ученые научились рассчитывать возврат, а следовательно, и вылов, но по объектам марикультуры – нет.
– О подобной методике говорится давно. Однако расчет объема выращенной продукции гидробионтов по численности расселенной молоди по каждому году может привести к искажению фактических результатов, – говорит завотделом воспроизводства морских гидробионтов ТИНРО-Центра Виктор Дзизюров.
Дело в том, что ученым сложно подсчитать, сколько из расселенной молоди выживет, поскольку рыбоводные участки, на которых выращиваются гидробионты, могут существенно различаться по своим характеристикам. Сложно учесть и форс-мажорные обстоятельства (шторма, резкое изменение температурного режима, опреснение), которые также могут повлиять на коэффициент возврата.
Падение объема производства обусловлено еще и сильным браконьерским прессингом.
– Пограничники говорят нам, что в их функции входит лишь охрана водных биоресурсов, а не участков аквакультуры. По закону они имеют право задержать лиц, которые нарушают законодательство в области рыболовства. Пограничники могут изымать орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое, – рассказал Александр Платонов.
Были и вооруженные налеты на хозяйства, и стрельба в рыбоводов. Однако реакции на заявления мариводов о правонарушениях нет.
– Пограничники отправляют нас в МВД, а милиция заявляет, что контроль за порядком на воде – уже не их компетенция, – говорит директор ассоциации.
По оценкам экспертов, из-за хищений каждое хозяйство теряет до 10% урожая.
Аналитики уверены: преодолев сложности на начальном этапе, марикультура станет мощным стимулом для экономики Дальнего Востока. Ученые и эксперты оценивают потенциал в выращивании моллюсков и гидробионтов в 3,5 млн тонн в год.
– Развитие марикультуры в Приморском крае позволит создать тысячи рабочих мест. Здесь имеются исключительные условия для создания крупной отрасли по получению и комплексной глубокой переработке биологического сырья морского происхождения, – говорит руководитель Центра аквакультуры прибрежных биоресурсов Института биологии моря ДВО РАН Сергей Масленников.
Наиболее перспективными видами культивирования в Приморье являются дальневосточный трепанг, приморский гребешок, серый морской еж, ламинария, тихоокеанская мидия, тихоокеанская устрица.
По его мнению, сегодня самое время создавать специализированные морские биотехнопарки или биотехнологические кластеры как системы управления прибрежной территорией и прилегающей к ней морской акватории.
– Необходимо также установить порядок, в соответствии с которым акватории должны закрепляться за предприятиями аквакультуры на безвозмездной основе на длительный срок (до 30 лет), – добавляет руководитель проекта «Открытая отрасль» Наталья Сычева. – Надо также начать реальные программы государственного субсидирования и кредитования предприятий аквакультуры по аналогии с сельскохозяйственным производством.
Этим направлением и собираются заняться в администрации Приморья.
– Мы планируем сосредоточить свои усилия на совершенствовании механизмов поддержки хозяйств аквакультуры, – заявил «Приморской газете» руководитель департамента рыбного хозяйства Александр Передня. – Это направление мы считаем перспективным и интересным для региона в целом.