К 2017 году ожидается 100% импортозамещение устриц
Устричные фермы России готовы на 40% закрыть спрос рынка к 2016 году, а если им разрешат ввозить личинки устриц, то через два года ожидается стопроцентное импортозамещение. Об этом сообщает izvestia.ru.
Фермерские морские хозяйства Краснодарского края и Крыма в 2016 году готовы произвести более 1,5 млн штук устриц — это треть объема импорта устриц за 2013 год. Об этом «Известиям» заявили представители устричных ферм и в Росрыболовстве. Ведомство поддерживает поправки в законодательство, по которым планируется разрешить импорт личинок устриц. Если поправки примут, по устрицам прогнозируется полное импортозамещение к 2017 году.
По мнению замгендиректора крупного производителя устриц и мидий на черноморском побережье ООО «Куршавель» Максима Крюкова, позитивные прогнозы позволяет делать семилетние итоги развития устричных хозяйств в России.
— В 2014 году хозяйства черноморского побережья вырастили только 300 тыс. устриц и примерно еще 300 тыс. устриц было добыто в Приморье. При этом объем российского рынка составляет около 5 млн устриц (по данным ФТС, за 2013 год импортировано 4,7 млн устриц), — говорит Крюков. — К 2016 году, исходя из загруженности фермерских комплексов сегодня, можно ожидать, что общий улов российских устриц составит около 2 млн штук — примерно 40% от того, что ввозила Россия из-за рубежа, когда не действовали продовольственные антисанкции.
К 2017 году у предприятий, как говорит Крюков, есть ресурсы на 100% обеспечить потребность страны в устрицах продукцией российского производства. Но это возможно, если к июню 2015 года компаниям позволят закупить посадочный материал в Евросоюзе. С закупками молоди у разводчиков моллюсков сложности: спат устриц (личинки), так же как и вся продукция животного происхождения из Евросоюза и США, находятся под запретом. В Черном море выращиваются устрицы из французского, испанского и итальянского посадочного материала. Обязательное условие доставки спата — не более двух суток от моря до моря. Такую оперативность, по заявлениям участников рынка могут обеспечить только закупки в европейских питомниках; доставляется «рассада» самолетом.
— Когда ввели санкции в августе 2014 года, то потребности ферм, выращивающих устрицы не учли, так как сегмент слишком узкий: одно предприятие в Крыму и три в Краснодарском крае. Устрица выращивается два года, а это значит, что для урожая 2017 года нужно закупить спат уже к началу лета, — сказал Крюков.
Гендиректор и собственник крымской устрично-мидийной фермы «Яхонт» Сергей Кулик подтверждает, что в 2016 году дать 1,5–2 млн устриц от ферм — довольно легко при должном техническом оснащении и отсутствии дефицита спата.
— Технология такова, что примерно 40–50% от того, что мы закупаем на разведение, гибнет в процессе транспортировки и выращивания (урожай устриц страдает от штормов и от хищного моллюска рапана). Но даже при таких потерях моя ферма может давать 50 тыс. устриц в месяц (600 тыс. устриц за год), — говорит Кулик.
Он называет две составляющие полного цикла выращивания, кроме посадочного материала, которые могут обеспечить высокий урожай. Это оборудованная береговая база и судно. Судно у Кулика есть, но пока не оборудован берег, нет пристани и нет крана, который мог бы поднять лодку с уловом.
— Два года я не мог добиться у украинских властей права поставить подъемный кран на территории, которую арендовал на 15 лет, — рассказал Кулик. — Сейчас на нашей стороне крымское правительство, есть поддержка из Москвы, но местные чиновники все еще затягивают с разрешением на установку крана. Что касается закупки спата, я обращусь в Росрыболовство с просьбой разрешить вместе с коллегами весной единовременно ввезти 2–3 млн штук личинок устриц из Европы. Развивать выращивание европейских личинок в России пока выгоднее, чем строить свой питомник спата. Инвестиции в питомник — несколько миллионов долларов, при этом есть дефицит специалистов в этой сфере. А заграничный спат, выращенный в Черном море, дает более нежных на вкус устриц по более низкой цене. В рознице тунисская устрица стоит 280 рублей за 1 штуку, а крымская — 180 рублей.
Производители говорят, что, помимо производственных, каждому предприятию надо решить дистрибуторские вопросы, чтобы урожай не погиб и не остался непроданным. Руководитель устрично-мидийной плантации ЗАО «Фирма Агрокомплекс» Виктор Ничвидюк рассказал «Известиям», что сегодня реализация выращенных устриц происходит в основном в регионе производства. Сейчас перед фермерами встает вопрос, куда отдавать на продажу растущие урожаи. Хороший спрос на устрицы есть со стороны торговых сетей и ресторанов Москвы и Петербурга, но с производителями, которые не могут дать стабильных поставок из месяца в месяц, контракты не заключают.
— В Европе много семейных устричных ферм, и дистрибутор может заменить для клиента одну продукцию на другую в случае неурожая одного из производителей, — говорит Ничвидюк. — Сейчас участники рынка ищут единого дистрибутора, который смог бы распределять потоки их продукции дальше черноморского побережья.
В Росрыболовстве изыскивают возможности открыть для устричных ферм ввоз молоди из Европы. В пресс-службе ведомства рассказали, что для текущей поддержки товарных хозяйств предлагается проработать вопрос по исключению из этого перечня молоди устриц, а также посадочного материала по некоторым другим объектам аквакультуры. Ранее Росрыболовству удалось убедить правительство снять санкции по норвежскому мальку лосося для российской аквакультуры.
— В целом в России существуют возможности, включая природно-климатические, по импортозамещению и спата устриц, и товарной устрицы в целом. Мы рассчитываем, что принимаемые меры господдержки в этом помогут. Так, с этого года начинает работать механизм субсидирования аквакультурных хозяйств, в том числе устричных. Будут субсидироваться краткосрочные кредиты — на срок от 1 года до трех лет, и инвестиционные — на срок до 10 лет. Соответствующие правила предоставления и распределения федеральных субсидий внесены в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса» постановлением правительства РФ от 3 апреля 2015 г. № 319, — добавили в ведомстве.
По оценкам Южного НИИ рыбного хозяйства и океанографии (подсчеты института предоставлены Росрыболовством), в Крыму есть перспективы по открытию устричных ферм в шести зонах: предпроливная часть Черного моря от мыса Такиль до мыса Чауда, бухта Двуякорная от мыса Ильи до мыса Киик-Атлама, Южный берег Крыма от Судакской бухты и мыса Меганом до мыса Фиолент, в Коломитском заливе — от мыса Маргопуло до мыса Евпаторский, на озере Донзулав и в Западном Крыму — от бухты Караджинская и мыса Тарханкут до мыса Песчаный и бухты Бакальская. Как подсчитали эксперты института, при ежегодных инвестициях в одну крымскую устричную ферму в размере 15 млн рублей в год и общих затратах на производство в размере 35 млн рублей уже через 2 года она будет приносить доход от реализации в размере 50 млн рублей (расчеты приведены при оптовой цене крымской устрицы 100 рублей за штуку).