Русская аквакультура пытается стать прибыльной, восстанавливая рыбные ресурсы
Единственный в России производитель атлантического лосося Русская аквакультура не успела ощутить преимущества работы в условиях прекратившихся норвежских поставок, пытаясь восстанавливать бизнес после массовой гибели рыбы в 2015 году, и рассчитывает избежать доналогового убытка уже в первом квартале этого года, сказал гендиректор Илья Соснов. Об этом сообщает ru.investing.com.
Компания готовит новую стратегию и ждёт лета, когда станет понятно состояние здоровья её сегодняшних рыбных ресурсов.
"Можно будет говорить о явных и устойчивых трендах, только когда температура воды поднимется в Баренцевом море: сейчас - 2,5 градуса, в начале лета она теплеет до 4", - сказал Соснов в интервью в московском офисе Рейтер.
Принадлежащая брату губернатора Московской области Максиму Воробьеву и зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку компания выращивает атлантический лосось в холодных водах Мурманской области и радужную форель в Карелии.
"Мы занимаем не очень большую долю рынка, нам есть за что воевать... Наша задача - подтягиваться за Фарерами, доказывать качество, выращивать рыбу более крупных размеров", - говорит Соснов.
Компания является единственным производителем в России атлантического лосося (сёмги) и занимает примерно 5-процентную долю в производстве радужной форели.
САМОЕ ДНО
Сохранение позиций на российском рынке пока будет главной задачей компании в то время, когда потребление рыбы в стране переживает не лучшие времена.
"Сейчас самое дно, если сравнивать потребление за последние 3 - 5 лет", - так оценил динамику потребления рыбы на российском рынке Соснов. В 2015 году, по данным Росрыболовства, потребление рыбы на душу населения в РФ снизилось примерно до 19 килограммов, что ниже рекомендованной нормы в 22 килограмма.
После того, как в августе 2014 года Россия ввела продуктовые санкции, потребитель лишился около 130.000 тонн норвежской семги в год, были опасения по поводу возникновения дефицита красной рыбы. Однако острого дефицита не случилось, так как возросшие из-за ослабления рубля цены на лососевые обернулись снижением спроса.
"Я не жду взрыва спроса из-за того, что цены снизятся", - говорит он, отмечая на сегодняшний день взлет цен на лосось на мировым рынке.
"Рынок сейчас очень нестабильный. Но в экономике все циклично и, думаю, что этап восстановления тоже скоро наступит".
Сейчас около 15-20 тысяч тонн охлажденной семги премиального сегмента в год импортируется с Фарерских островов, 40-50 тысяч тонн в замороженном виде едет из Чили, порядка 20-25 тысяч тонн форели в год выращивают в Карелии и Ленинградской области, на Дальнем Востоке вылавливают от 300 до 500 тысяч тонн в год дикой красной рыбы, в зависимости от путины, описывает структуру рынка лососевых глава Русской аквакультуры.
Соснов отметил смещение интересов российского потребителя в пользу более дешевой, замороженной рыбы.
"Мы видим достаточно сильный сдвиг в структуре потребления, что не только люди, но и сети перестраиваются с охлажденной рыбы на замороженную. Все, конечно, хотят свежую, охлажденную рыбу, но и дефростированная рыба, если торговая сеть имеет лицензию для этой операции – это тоже достаточно качественный продукт", - сказал Соснов.
Тем не менее Русская аквакультура производит преимущественно охлажденную рыбу, на замороженную приходится порядка 20 процентов, и эта доля, вероятно, будет снижаться.
НЕ ДО САНКЦИЙ
"На сегодняшний день в воде рыба есть только у нас", - говорит Соснов, оценивая нынешнюю ситуацию с разведением сёмги в России после того, как ближайший конкурент - Русский лосось оказался в процедуре банкротства.
В садках Русской аквакультуры сейчас порядка 3 тысяч тонн лосося в Мурманской области и порядка 500 тонн радужной форели в Карелии.
Хотя один из крупнейших производителей лосося - Норвегия - из-за контрсанкций лишилась доступа на российский рынок, Русская аквакультура ничего от этого не приобрела и не увидит эффекта от их отмены, считает Соснов.
"Для нас ключевой риск связан не с макроэкономикой... Как компания сможет управлять своей операционной эффективностью".
Русская аквакультура, получив за 2015 год убыток в 2,4 миллиарда рублей по РСБУ, покажет убыток и по МСФО, сказал Соснов.
"Прошло большое списание рыбы, - тогда мы и получили убыток. На данный момент списаний не было, и мы работаем согласно нашего плана по выращиванию".
Ущерб от этих эпидемий для деятельности компании Соснов оценил примерно в 1 миллиард рублей.
Гибель рыбы произошла из-за вспышек двух эпидемий, утилизация погибшей рыбы завершается только сейчас из-за недобросовестности подрядчиков, просто закопавших тонны лосося под Мурманском.
В первом квартале этого года показатель EBITDA компании уже не будет отрицательным, сказал Соснов.
Теперь Русская аквакультура сама закупила оборудование для утилизации, которое сдает в аренду, и расширила перечень контрагентов, которые будут эту рыбу забирать, говорит глава компании.
"И Норвегия, и Чили прошли через болезни и банкротства. У людей накоплен опыт, и мы усилили сотрудничество с рядом международных компаний, которые помогают нам с медицинским анализом и дают рекомендации", - поясняет Соснов, добавляя, что на выращивание радужной форели в Карелии компания наняла датского специалиста с большим опытом работы, а в Мурманске, на производстве аквакультурного атлантического лосося такой возможности нет.
"В Мурманск привезти ковбоев, как это у себя сделали Мираторг или Черкизово (MCX:GCHE), развивать бизнес... мы не можем. У нас есть такой фактор - Северный флот и охраняемая приграничная зона, в которой находятся наши рыбные фермы. Но мы и с Северным флотом работаем и ищем специалистов, которые возьмут российский паспорт и будут помогать развивать нашу отрасль".
По словам Соснова, планы строительства собственного завода по выращиванию мальков, о которых было объявлено более полутора лет назад, пока не сдвинулись с места.
"Это было бы очень правильно и здорово - построить свой мальковый завод. Но пока никаких решений нет. Мы продолжаем искать возможности для строительства", - говорит он, поясняя, что повлияли убытки, а также неопределенность с источниками финансирования. Инвестиции в такое предприятие, по его оценке, могут составить от 800 миллионов рублей и выше - вплоть до 6 миллиардов рублей.
Компания не закрывает для себя и тему экспорта, ориентируясь в этом случае в первую очередь на Азию, но, по оценке Соснова, речь идет о небольших поставках: "В лучшем случае, мы лет через 10 будет экспортировать десятки тысяч тонн".
Для нас приоритетен российский рынок", - сказал глава Русской аквакультуры, - "Но надо думать и о завтрашнем дне, и в завтрашнем дне мы смотрим в том числе и на Азию".
СФОКУСИРОВАТЬСЯ НА АКВАКУЛЬТУРЕ
Соснов подтвердил, что компания продолжает работать над продажей дистрибуторского бизнеса - Русской рыбной компании - вьетнамской Hung Vuong Corporation, решив сфокусироваться на аквакультуре.
Сделка оценивается в сумму от $15 миллионов, которые будут инвестированы в разведение рыбы.
"Стороны сейчас делают своё домашнее задание", - комментирует ход сделки Соснов.
"Мы, конечно, такую возможность (продажу РРК) продолжаем рассматривать... Никто не может сказать, когда сделка состоится. Но есть определенный вектор, юридические нюансы, и мы их придерживаемся".
В то же время Соснов говорит, что инвесторы не проявляют в целом большого интереса к отрасли.
"Я так понимаю, что сейчас нет большого желания инвестировать в Россию, но мы верим, что и эта ситуация изменится".