Мы против присоединения АТФ к любому из флотов
23 октября в Минэкономразвития России прошли слушания, на которых были озвучены критерии подхода к приватизации ОАО «Архангельский траловый флот». От предприятия в совещании участвовали председатель Совета Директоров ОАО «АТФ» Валерий Криволапов и первый заместитель генерального директора АТФ по финансам и экономике Андрей Орлов. Выступление Андрея Орлова было эмоциональным.
- Главная ценность Архангельского тралового флота – его трудовой коллектив, а не квоты и рыбодобывающие суда. АТФ – родоначальник тралового флота в России, это уникальное самобытное предприятие почти с вековой историей, традициями, где промысловый опыт передается от отца к сыну. Ни в одном другом коллективе рыбной отрасли нет такого числа семейных династий. Мы против присоединения Архангельского тралфлота к любому из рыбодобывающих флотов, потому что влиться таким коллективом в другой наш АТФ не сможет. Сложившаяся практика убеждает: нового собственника могут интересовать именно квоты АТФ для оптимизации уже имеющегося своего бизнеса. В случае приобретения нашего предприятия рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности закрыты, трудовой коллектив значительно сокращен.
Но ведь АТФ – это: - тысячи рыбаков, судоремонтников, портовых рабочих, их семьи, ветераны флота; - два округа Архангельска, для которых тралфлот является градообразующим; - Архангельский рыбопромышленный техникум, который десятилетиями готовит кадры для тралфлота. На наших судах курсанты проходят практику, потом предприятие обеспечивает их рабочими местами. Поэтому менеджмент компании настаивает на сохранении целостности Архангельского тралового флота с полным сохранением бизнеса в Архангельской области.
Газпромбанк, который является банком-агентом по проведению приватизации АТФ, одним из критериев отбора претендентов на покупку акций называет обладание выручкой в 500 миллионов рублей за 2011 год. В настоящее время ОАО «АТФ» входит в тройку наиболее крупных рыбодобывающих компаний Северного бассейна. Для нас принципиально важно, чтобы новым собственником предприятия стала компания с финансовым ресурсом, достаточным для продолжения модернизации флота и повышения его конкурентоспособности на рынке. Выручка покупателя в 500 миллионов рублей и годовой оборот тралфлота в 4,5 миллиарда рублей – это не сопоставимо! Купить АТФ такая компания сможет, инвестировать в модернизацию флота и рыбопереработку, тем более в приобретение новых судов – нет.
По убеждению менеджмента АТФ, к покупке акций флота нельзя допускать «ларечников». Искать претендента на актив необходимо среди серьезных финансовых инвесторов. Критерий в виде минимальной выручки компании – претендента на покупку акций АТФ необходимо изменить в сторону увеличения. В перечень условий должен быть внесен ряд социальных требований, таких, как обязательства сохранить флот в родном Архангельске и не допустить резкого сокращения трудового коллектива, - уверено руководство флота.
Для информации:
В 2006-м компания успешно вышла из процедуры банкротства - редчайший случай для рыбной отрасли. Усилиями трудового коллектива за два года платежеспособность предприятия была восстановлена. В 2009-м менеджмент предприятия принял решение о начале крупномасштабной программы модернизации судов, так как рентабельность вылова и состояние флота компании с каждым годом ухудшались в связи с отсутствием надлежащих ремонтов и капитальных инвестиций. Работы по ремонту и модернизации траулеров, а также развитие инфраструктуры порта начались в 2009 году. В 2010 году за счет оборотных средств компании было приведено в рабочее состояние и возвращено в состав флота судно «Капитан Веселков». В 2011-м модернизировали и отремонтировали траулер «Николай Кудрявцев» - его морозильная мощность увеличилась в два раза по сравнению с паспортной. В 2011-м компания провела реновацию судна «Капитан Кравченко» в Испании, в 2012-м его модернизация продолжилась в Норвегии. Судно вышло на промысел в мае 2012 года. Программа модернизации потребовала значительных капитальных вложений. Из-за отсутствия собственных свободных средств финансирование велось за счет привлечения заемных источников. На текущий момент предприятие обременено долгом на сумму более 1 млрд рублей. Согласно графику в 2013 году АТФ должен погасить кредит в 175 млн рублей, а к 2015 году – 770 млн. Это по силам предприятию, но очень существенная часть свободного денежного потока будет направлена на погашение долга. Продолжение программы модернизации судов в 2013-2015 годах и развитие береговой инфраструктуры окажутся на грани срыва. А ведь стареющие траулеры продолжают оставаться главной проблемой Архангельского тралового флота. Предприятие вложилось в модернизацию судов для пелагического лова и повысило его рентабельность. Теперь пришла очередь траулеров, добывающих самые валютоемкие виды рыбы – треску и пикшу. Для этого нужен серьезный инвестор, найти которого в лице нового собственника и надеется наше рыбопромысловое предприятие. Сегодня АТФ - это стабильно работающая компания, чистая прибыль которой в 2011 году составила 138 млн рублей, выручка за вычетом НДС - 3,2 млрд рублей. Чистая прибыль за первое полугодие 2012-го - 136, 8 млн. рублей. Увеличение выручки от продаж за 1 полугодие 2012–го по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составило 507 млн рублей, прирост 35 %.