Власть и рыбаки сходятся во мнении, что Тралфлот должен остаться в регионе
Ответ на вопрос, где правильно поставить запятую, для Архангельского тралового флота (АТФ) и правительства Архангельской области очевиден - власть и рыбаки сходятся во мнении, что Тралфлот должен остаться в регионе. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Рыбацкую газету.
И главное - получить серьёзный инвестиционный импульс для успешной дальнейшей работы предприятия. В противном случае, считают те и другие, предприятие прекратит своё существование.
Власти Архангельской области выработали свою позицию по приватизации Архангельского тралфлота и находятся в ожидании, какую форму отчуждения акций примет правительство РФ. Самым опасным для тралфлота и региона видится аукцион.
По мнению руководителя агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Алексея Коротенкова, в случае, если приватизация пройдет в форме аукциона, то будет куплено не предприятие, а квоты на рыбу.
- Аукцион представляет наибольшую опасность, поскольку в этом случае придёт инвестор, для которого главным будут только квоты предприятия. В этом случае инвестор выведет предприятие из региона и совершенно не важно куда, в Мурманск, на Сахалин или Калининград, - говорит Коротенков. - Если же форма приватизации будет определена как конкурс или конкурентные переговоры, тогда будут возможны обременения, на которых настаивает правительство Архангельской области.
Конечно, администрация Архангельской области ждет серьёзного инвестора, способного не только соблюсти ее условия, но и вывести предприятие из экономического тупика, о котором мы скажем ниже. Все условия обременения, предлагаемые регионом, несут социальный характер. В первую очередь это сохранение регистрации предприятия в Архангельске, как в юридическом, так и фактическом смысле. Второе - сохранение рабочих мест.
- Мы понимаем, что с приходом нового собственника не избежать оптимизации, но это нормальный процесс, главное, чтобы это было не стопроцентное сокращение. И, конечно, сохранение профиля предприятия - рыболовство в Мировом океане, обеспечение доставки и перевалки рыбопродукции в порту Архангельска, - продолжает Коротенков. - Необходимо также сохранить инфраструктуру рыбного порта, которая включает в себя морозильные емкости на 5 тыс. тонн, рыбоперерабатывающий завод, базу технического обслуживания флота, пункты таможенного и ветеринарного оформления, учебно-тренировочное судно «Белокаменка», на котором проходят проверку знаний и квалификации как моряки АТФ, так и других флотов.
Архангельский тралфлот называют градообразующим предприятием, которое платит своим рабочим приличную заработную плату. Сегодня в нем работают более 2 тыс. человек. Кроме того, по данным правительства области, предприятие обеспечивает в регионе ещё около 10 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Средняя зарплата в АТФ составляет 33,8 тыс. рублей, плавсостава - 35,8 тыс. рублей. Для примера, в регионе она – около 25 тыс. рублей.
Нельзя не считаться и с историей Архангельского тралфлота, отметившего в этом году 93-ю годовщину. Это старейшее на Севере рыбодобывающее предприятие, входящее в тройку наиболее крупных промысловых компаний Северного бассейна, на котором выросли целые династии моряков, рыбаков, механиков. Около 90 процентов населения двух районов Архангельска, которые называют здесь «тралфлотовскими» - Фактория и Варавино - отработали в АТФ. Рынок Архангельской области на 85% заполнен рыбой, привозимой АТФ. Остальное привозят рыболовецкие колхозы и оптовики с общероссийского рынка.
Позиции правительства области и тралфлота совпадают. В АТФ утверждают, что предприятию необходим инвестор с достаточным финансовым положением для продолжения модернизации флота. В противном случае Архангельский тралфлот в ближайшие годы может встать на порог банкротства. По данным за 2011 год, прибыль АТФ составила 138 млн рублей, выручка - 3,2 млрд, а оборот - 4,5 млрд рублей. В то же время, АТФ должен будет выплатить в 2013 году 175 млн рублей долга, а к 2015 году – все 770 млн. Всего обременение АТФ составляет около одного миллиарда рублей на сегодняшний день.
Долги стали результатом модернизации части флота, работавшей на вылове пелагических видов рыбы. Модернизация трех траулеров позволила сделать «пелагический лов» - сельдь, путассу, мойва и т.д. - рентабельным. До этого лов был убыточным и компенсировался за счет вылова донного промысла - трески и пикши. Отдавая кредиты, предприятие находится в тупике, не развивая донный флот.
- Предприятие вложилось в модернизацию судов для пелагического лова, теперь пришла очередь траулеров, добывающих так любимые северянами треску и пикшу, - говорит первый заместитель директора АТФ по финансам и экономике Андрей Орлов. - Для этого нужен серьёзный инвестор, найти которого предприятие надеется в лице нового собственника.
Инвестор с выручкой 500 млн – не для АТФ. Газпромбанк является банком-агентом по проведению приватизации АТФ. Одним из критериев отбора претендентов на покупку акций флота банк назвал обладание выручкой в 500 млн рублей за 2011 год, с чем руководство Тралфлота согласиться не может.
- Для нас принципиально важно, чтобы новым собственником предприятия стала компания с финансовым ресурсом, достаточным для продолжения модернизации флота и повышения его конкурентоспособности на рынке. Выручка покупателя в 500 млн рублей и годовой оборот тралфлота в 4,5 млрд рублей - это не сопоставимо! - считает Орлов. – Купить АТФ такая компания сможет, инвестировать в модернизацию флота и рыбопереработку, тем более в приобретение новых судов - нет.
По убеждению менеджмента АТФ, к покупке акций флота нельзя допускать «ларечников». Искать претендента на актив необходимо среди серьезных финансовых инвесторов. Критерий в виде минимальной выручки компании - претендента на покупку акций АТФ необходимо изменить в сторону увеличения. В перечень условий должен быть внесен ряд социальных требований, таких, как обязательства сохранить флот в родном Архангельске и не допустить резкого сокращения трудового коллектива, - уверено руководство флота.
Перспективы приватизации уходят в 2013 год
В Минэкономразвития в конце октября прошло заседание с участием властных структур и самого АТФ. После этого обсуждения ориентировочно в конце ноября планируется провести совещание с потенциальными инвесторами. По мнению Алексея Коротенкова, правительство РФ не будет принимать решение сразу. Для анализа ситуации потребуется достаточно много времени, и решение по форме и окончательным срокам приватизации будет принято только в следующем году.
Однако медлить с решением тоже не стоит. Россия вступает в ВТО, а значит и качество продукции наших предприятий необходимо срочно повышать. Это касается и АТФ. И первое, что нужно сделать – модернизировать флот, работающий на донном промысле. Если предприятие в ближайшие годы не сможет конкурировать на мировом рынке в условиях ВТО, то и говорить о его сохранении будет уже поздно. Тем более, что по прогнозам правительства области, цены на треску и пикшу – основной товар архангельских рыболовов - в 2013-2014 годах в лучшем случае останутся на прежнем уровне, в худшем – ожидается их снижение.
Справка
ОАО "Архангельский траловый флот" (АТФ) создано в 1920 г. и является старейшим рыболовецким флотом на севере России и крупнейшим рыбодобывающим предприятием в Архангельской области.
АТФ владеет 21 промысловым судном, а также развитой береговой инфраструктурой, куда входят грузовой участок, склады, холодильники и рыбоперерабатывающий завод. Предприятие работает на мировом рынке, экспортирует треску, пикшу, сельдь, путассу, скумбрию, гребешок.
Уставный капитал АТФ составляет 1,532 млрд рублей и разделен на 15,319 тысячи обыкновенных акций номиналом 100 рублей. 100% акций принадлежат РФ в лице Росимущества.
Цитаты:
Из письма ветеранов АТФ президенту Владимиру Путину:
Для некоторых чиновников, что дрова продать, что тралфлот - одинаково. А нам и представить страшно, как будет жить без него Архангельск, особенно Фактория. Она ведь и называется так - рыбацкая слобода. Здесь все на тралфлот завязано. Да и сам район на деньги рыбаков построен. В каждой семье: рыбак или судоремонтник, ветеран флота или курсант рыбопромысловой мореходки, которая тоже на Фактории. Пацаны, что в ней учатся, знают: Архангельский тралфлот на практику возьмет, потом на работу. А не будет флота?
Первый заместитель директора АТФ по финансам и экономике Андрей Орлов:
Главная ценность Архангельского тралового флота - его трудовой коллектив, а не квоты и рыбодобывающие суда. АТФ – родоначальник тралового флота в России, это уникальное самобытное предприятие почти с вековой историей, традициями, где промысловый опыт передаётся от отца к сыну. Ни в одном другом коллективе рыбной отрасли нет такого числа семейных династий. Мы против присоединения Архангельского тралфлота к любому из рыбодобывающих флотов, потому что влиться таким коллективом в другой наш тралфлот не сможет.
Глава агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Алексей Коротенков:
Доля АТФ в валовом региональном продукте составляет 1,2%. Предприятие платит порядка 400 млн рублей налогов в бюджеты различного уровня. На региональный бюджет приходится порядка 80-90 млн рублей, ещё 500 тыс. – «местные» налоги.