ЗАО Акрос объявил о продаже пяти ярусных судов
«Акрос» объявил о продаже пяти ярусных судов, которые были построены 20 лет назад на немецкий кредит. Почему было принято такое решение? Ждет ли та же участь остальной ярусный флот компании? Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ИИ Камчатский край.
В 1990-х годах для обновления рыболовецкого флота России была предложена следующая схема. Под гарантии нашего государства за рубежом берется кредит, на который иностранная верфь строит судно. Это судно регистрируется за границей и выступает залоговым имуществом. Потом его передают во фрахт российской компании, оно начинает вести промысел, тем самым отрабатывает кредит, после чего переходит в российскую собственность.
15 апреля 1992 года было заключено соглашение с немецким банком KfW о предоставлении такого кредита для строительства 12 рыбопромысловых судов под гарантии Комитета рыбного хозяйства России. По условиям соглашения ярусоловы были переданы во фрахт с последующим выкупом ЗАО «Акрос». В 2003 году по указанию Правительства России суда перешли в дочернюю компанию «Акроса» – «Камчатка-Восток».
Ярусники оказались незаменимы при освоении донных видов рыб в прикамчатских водах. До их постройки мы были вынуждены привлекать флот Японии и Южной Кореи для вылова этих объектов промысла, потому что сами не справлялись. Ярусоловы увеличили освоение отечественным флотом трески и других донных. Кроме того, было обеспечено порядка 600 рабочих мест.
Все вроде шло хорошо. Была только одна проблема: никто не обслуживал кредит. Тогдашнее руководство «Акроса» винило в этом правительство. В правительстве виновником считали «Акрос». Какими бы ни были причины, развязка обещала быть трагичной. В итоге 1 января 2009-го ярусоловы встали на мертвый якорь, с которого не сходили почти полтора года.
Далее начался трудный процесс по урегулированию долга. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда «Акрос» сменил владельцев (его контрольный пакет акций был куплен членами Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат»). В прошлом году Внешэкономбанк, который взял на себя обязанности кредитора, и «Акрос» подписали соглашение, которое расставило точки над i. Компания признала долг перед бюджетом на сумму свыше 264 млн долларов. Она получила рассрочку его уплаты до 1 января 2027 года под 2 процента годовых и списание задолженности по начисленным штрафам на сумму свыше 100 млн долларов.
Однако это не значит, что суда останутся в «Акросе». Компания приняла решение частично избавиться от ярусного флота. На прошлой неделе на ее сайте появилось объявление о продаже пяти судов из этой группы: «Капродон», «Томкод», «Тарпон», «Групер», «Антиас».
Прокомментировать ситуацию я попросил Сергея Сенникова, вице-президента Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат».
- Новое руководство ЗАО «Акрос» не видит иного пути решения проблем, связанных с данными судами и долгом за них?
- Да, действительно было принято решение о продаже пяти ярусоловов российским компаниям после того, как Внешэкономбанк после подписания соглашения о реструктуризации долга снял обременения со всех судов. Главная причина, по которой «Акрос» вынужден продать часть своего флота, – отсутствие ресурсного обеспечения под эти суда. История этих ярусоловов, как говорится, «с бородой», и в результате всех перипетий «Акрос» остался без квот под эти суда.
Важно также отметить, что все пять ярусоловов находятся в хорошем состоянии благодаря вкладываемым в них компанией «Акрос» средствам. Такие суда не должны стоять у причала, а должны работать в море. Тем более что речь идет о достаточно современных судах, позволяющих эффективно работать на промысле.
- Пойдут ли деньги, вырученные от их продажи, на погашение долга перед Внешэкономбанком?
- Средства, полученные от продажи судов, пойдут на общее оздоровление экономического состояние компании «Акрос», в том числе и на погашение задолженности перед Внешэкономбанком.
- Ждет ли та же участь остальные семь судов, построенных для Камчатки на немецкий кредит?
- Сегодня пять ярусоловов успешно работают на промысле, так как имеют достаточное ресурсное обеспечение. Два судна планируется передать в долгосрочную аренду.
P. S. Напомним, что в прошлом году «Акрос» избавился от своего тезки – БАТМ «Акрос» – по той же причине: нехватка квот для эффективной загрузки рыбопромыслового флота компании. Судно было передано в ООО «Ролиз», которое теперь тоже входит в «Рыбопромышленный холдинг Карат».