Рыба премиум-класса вернулась в Архангельск
Почему моряки Архангельского тралового флота «чувствовали себя чужими на празднике мойвы», который проходит в Мурманске в первую субботу весны? Этот вопрос с подачи эксперта Института региональных проблем Ивана Осипова недавно оказался в зоне внимания многих интернет-изданий.
Если следовать логике эксперта, Архангельский тралфлот должен обеспечивать рыбой по сниженным ценам население Мурманска, ведь основная задача праздника именно в этом. Нам что, дома кормить некого?
Да и не получился этот праздник в Мурманске. Потому что «разрекламированное мероприятие обернулось там скандалом: обещанная по специальной цене «народная рыбка» закончилась менее чем через час после начала торговли». Мы узнали об этом из репортажа агентства FlashNord «На празднике мойвы в Мурманске вместо рыбы торговали шашлыком» и других СМИ соседнего региона. Позволим себе процитировать комментарий администрации рыбной столицы, размещенный на сайте bport.com.
По словам главы администрации Мурманска, рыбы было реализовано 10 тонн. «Во время организации праздника стоял вопрос: ограничивать отпуск мойвы или нет. В итоге пришли к выводу, что мурманчане вольны купить столько мойвы, сколько хотят.
– Я думаю, что это решение было не совсем правильное, потому что мурманчане – люди хозяйственные, запасливые, и у нас были факты, когда они брали по 1020 килограммов, поэтому кому-то не досталось мойвы вообще, высказался глава».
Андрей Сысоев сообщил о желании городских властей повторить праздник, правда, гарантии того, что он состоится, не дал.
– Мы ведем переговоры с рыбопромышленниками. Если у них появится возможность поставить примерно такое же количество мойвы, 10–15 тонн, и по хорошей цене выделить городу, то мы эту акцию повторим. Пока что рыбопромышленники не готовы ответить окончательно, получится это у них или нет.
Ничего себе уха! По информации того же самого эксперта, который приглашал Архангельский тралфлот на праздник мойвы, мурманские рыбаки сработали на путине просто замечательно. Добыто 34 тысячи тонн этой, похоже, главной теперь для рыбной столицы породы. А городская администрация не может выпросить у флотов 15–20 тонн, чтобы накормить народ! И где же социально ответственный бизнес?
Попытка руководителя администрации города объяснить парадокс якобы уменьшившейся квотой на мойву для мурманских рыбодобывающих компаний тоже вызывает недоумение.
4 февраля Росрыболовство проводило аукцион по продаже права на закрепление долей квот на вылов водных биоресурсов (имеются в виду квоты, изъятые у браконьеров или не осваиваемые флотами в течение установленного законом времени).
Лот №1 (доля квот на мойву – 3,367 процента) был куплен мурманским ООО «Робинзон» за 353 тысячи рублей. А это минимум 2 700 тонн в 2013 году и сопоставимое количество в дальнейшем.
Кстати, начальная цена лота на мойву была на аукционе всего 307 тысяч. Так что бились за «народную рыбку» недолго, хотя право на вылов покупалось до 2018 года. Для сравнения: доля квот минтая в размере 0,15 процента ушла почти за 19 миллионов рублей.
Вывод прост. Работа на мойве может окупиться только для флотов, имеющих суда последних поколений постройки. Но даже такие компании, как убеждает аукцион, сегодня не рассчитывают на большие доходы от ее продажи.
После того как страны ЕС из-за кризиса сократили закупки рыбы премиумкласса, та пошла на Россию. В Баренцевом море трески стало больше, и российсконорвежская комиссия по рыболовству увеличила квоты на ее вылов. Сказалась и политика Росрыболовства, правительства, которые поставили перед рыбаками задачу насытить отечественный рынок высококачественной рыбной продукцией, вытеснив суррогат из Китая и Вьетнама. Вот и гонят добытчики мойву в те регионы, рынки которых еще не успела заполнить треска. А что Мурманск остается без доступной по цене рыбы, которой, судя по всему, в этом регионе нет альтернативы, в счет не идет.
Так что перспектива влиться в бизнес-сообщество Мурманской области Архангельский тралфлот абсолютно не радует. Потому что в поморской столице ситуация на рыбном рынке совершенно другая.
АТФ действительно вынужден пропустить в этом году мойвенную путину, потому что для судов типа «Иван Бочков» данный вид промысла всегда был убыточным, а более современному траулеру «Капитан Горбачев» в ближайшее время предстоит плановый ремонт перед сдачей на класс Регистра, и он покинет промысловые районы, где облавливал сельдь и путассу. В следующем году именно это судно будет осваивать квоту АТФ на мойву. Трудиться на пелагии за двоих до конца 2013го придется траулеру «Капитан Кравченко», за модернизацию которого и расплачивается сейчас предприятие. Ситуация с ликвидностью по-прежнему серьезная, банки осторожничают в ожидании приватизации флота.
Но говорить о том, что архангельским рыбакам не до рыбы?! Как и раньше, на промысле тралфлотовские ПСТ. В область идет небывалое количество трески, свежайшей, по доступным ценам. Архангельску вернули статус «города трескоедов». Сделать это тралфлоту удалось в сотрудничестве с Архангельской рыбной компанией, которая стала его региональным дистрибьютером.
Когда в феврале на Центральном рынке областного центра АРК открыла рыбный базар и стала торговать тралфлотовской треской по 65–70 рублей, очереди выстроились огромные. Горожане думали, что мероприятие разовое, и спешили отовариться по полной. Но ярмарка повторилась на следующих выходных, и так до середины апреля.
– Каждые выходные продавали тонн по 15–20 рыбы по доступным ценам, процентов 70 составляли треска и пикша, а еще были окунь, зубатка, палтус. И продукция двух рыбоперерабатывающих заводов – тралфлотовского и рыбной компании, – рассказывает руководитель АРК Александр Мыльников. – Говорить о какихто ограничениях для покупателей нелепо, нас бы просто не поняли. Поэтому, когда заканчивалась рыба, подгоняли еще одну пятитонную фуру.
Задача была поставлена простая – противостоять «беспределу» торговых сетей, которые привыкли делать на рыбе тралфлота по 50–70 процентов навара. К примеру, АТФ отпускает треску по 70 рублей, а на прилавке она появляется за 120. И где тут уважение к труду рыбаков? 20–25 процентов от цены тралфлота – максимальный вариант.
Любые попытки промыслового предприятия сделать рыбу доступной для горожан разбивались о сопротивление торговых сетей. И тогда мы пошли другим путем: АРК как региональный партнер тралфлота стала развивать собственную инфраструктуру по продаже рыбы. Увеличилось число тонаров нашей компании в Архангельске, месяц назад открыли филиал в Северодвинске. К Дню рыбака поднимем минимум три наших флага в райцентрах Архангельской области, – продолжает разговор Мыльников. – Треска, избавленная от сверхприбыли перепродавцов, пошла в регион.
– Особенно популярными стали рыбные базары, где продукция идет по спеццене. Тралфлот отдает рыбу по минимуму, вы добавляете не больше десяти процентов. И в чем тут выгода?
– У каждого бизнеса определенные социальные обязательства перед горожанами. Я сам – коренной архангелогородец, здесь моя мама и дети, и мне стыдно было бы поступать по-другому. У нас единые позиции с руководством тралфлота. Мы глубоко убеждены, что, продвигая рыбопродукцию по доступным ценам, делаем благо и для жителей города, и для самих компаний. Чем больше мы продадим, тем больше продукции АТФ сможет направлять на внутренний рынок, а значит, еще больше жителей области смогут полноценно питаться. Дело в том, что, работая на экспорт (а два предыдущих десятилетия это было выгодно), рыбная отрасль страны отучила россиянина от потребления рыбы в больших количествах. Уже новые поколения выросли, которые не знают, что такое настоящая треска. Хотя их дедушки и бабушки без «беленькой» рыбки и обедать не садились.
Если без предварительной подготовки, грамотной логистики направить поток рыбы в область, рынок захлебнется. Поэтому сейчас вместе с тралфлотом мы изучаем потребности региона. И ярмарки – одна из возможностей понять, за что и сколько готов платить северянин. И конечно, это реальная поддержка населения. И, не побоюсь громких слов, забота о продовольственной безопасности региона.
Мы разговаривали с Александром, вернувшись из Новодвинска. Вторые выходные на центральной площади этого города под патронажем мэрии АРК организует рыбный базар. Продукция – от Архангельского тралфлота. После первой ярмарки в отделе торговли не смолкал телефон – горожане звонили, чтобы поблагодарить.
При поддержке администрации области после сентябрьской Маргаритинской ярмарки АРК предложено сделать регулярными рыбные базары на трех площадках Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. Задача – продвижение продукции АТФ по доступным ценам в целях насыщения потребительского рынка.
Дрогнули и торговые сети. И вот уже гипермаркет «Петромост» проводит рыбную ярмарку, где тралфлотовская треска идет по 74 рубля, а деликатесный палтус – по 160.
Выходит, не зря Архангельская область горой стоит за родной тралфлот.