Главное – развить именно российскую переработку
Два года назад ФАС отрапортовала о выявлении «серой зоны» на рыбном рынке, в которой, по мнению ведомства, формируется основная наценка на рыбу. Сделать этот сектор прозрачным у антимонопольного ведомства не получилось, несмотря на объявленный курс на уменьшение числа посредников. Однако оставаться «серой зоной» не желают и сами оптовики с переработчиками. Конечно, на рынке хватает и фирм-однодневок, зарегистрированных ради сомнительных сделок или манипуляций с налогами, но еще больше предприятий, которые нацелены на длительное устойчивое развитие. Для них характерно новое видение рынка и современный подход к выстраиванию взаимоотношений с партнерами – рыбаками и торговыми сетями, а также регулирующими органами и потребителями. С какими вызовами сталкиваются такие компании и на каких принципах строят работу, рассказал заместитель директора по новым направлениям ООО «Рыбный дом» Алексей Тихон. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.
– Алексей Михайлович, компания «Рыбный дом» заявила о себе на рынке только в прошлом году. Расскажите, какими направлениями вы сейчас занимаетесь?
– На самом деле юридически компания «Рыбный дом» существует уже три года, но реальная работа началась с лета прошлого года. Наши учредители, которые имеют большой опыт работы в рыбной отрасли, открыли новую компанию, для того чтобы начать все с чистого листа. У нас утверждена стратегия развития компании, которая, как нам представляется, органически вписывается в проводимый президентом и правительством комплекс мероприятий по развитию рыбной отрасли страны. Пока мы занимаемся оптовой продажей рыбы – закупаем рыбу на Дальнем Востоке, в Мурманске, завозим семгу и форель из Норвегии, скумбрию из Голландии, недавно закупили ледяную рыбу в Австралии.
Однако в планах компании «Рыбный дом» постоянное сокращение доли импорта и увеличение поставок потребителям рыбы и морепродуктов от отечественных производителей. Мы, конечно, понимаем, что прибыль лежит и в норвежской скумбрии, и в чилийской форели, и в исландской сельди. Но на наш взгляд, самое главное – это накормить и развить именно российскую переработку, тем более что качество той продукции, которая сейчас приходит из-за рубежа, бывает очень разным. Мы развиваем этот сегмент, для того чтобы трейдинг помог нам выйти на новый этап, которым станет поставка рыбы в торговые сети. Одновременно это позволит снизить цену на рыбопродукцию за счет сокращения числа посредников и дистрибьюторов. Первый договор с ритейлером уже проработан и заключен.
Мы рассматриваем возможности предоставления сетям того товара, который ожидает потребитель, – это упакованная свежемороженая рыба. Поэтому нашим следующим шагом логично станет переработка. Сейчас мы ищем площадку, чтобы организовывать, не могу сказать завод, пока просто перерабатывающий цех, где мы сможем заниматься упаковкой рыбы под розничный формат. Сначала на условиях аренды, а потом будем строить свои производственные мощности. Проект «Реализация рыбопродукции», скорее всего, выйдет на плановые показатели в конце года. Поставлена задача довести до «одноэтажной России», до каждого уголка, до каждого потребителя – свежезамороженную рыбу и морепродукты (на первом этапе в одном из центральных регионов). Я надеюсь, что к этому времени мы будем вплотную заниматься своей переработкой.
В наши планы входит и развитие отношений с партнерами в регионах. «Рыбный дом» уже провел переговоры и нашел поддержку у глав субъектов, например, у губернаторов Калининградской и Калужской областей. Внимательно приглядываемся к розничной торговле. Нам очень интересен опыт группы компаний «Агама», создавшей в Москве сеть магазинов «Рыбная мануфактура № 1». Очевидно, что руководству «Агамы» стало невыносимо смотреть на ужасное качество продукции в сетевых московских магазинах и они открыли собственные магазины с отличной свежей рыбой.
– Кто ваши партнеры и поставщики?
– В плане логистики у нас сложились прекрасные отношения с Наро-Фоминским хладокомбинатом, руководство которого мы знаем много лет. Вторые наши партнеры – это ПСК «Евразия», у которых новый хладокомбинат в поселке Селятино по той же дороге, что в Наро-Фоминск, что нас полностью устраивает. Компания «Балтийский транзит» профессионально оказывает услуги таможенного брокера и экспедитора на Балтике. В целом оптовое звено, я считаю, у нас полностью налажено.
Очень надеюсь на долговременное сотрудничество с нашими коллегами на Дальнем Востоке, у которых мы закупаем и будем закупать рыбу. Это компании «Акрос» (холдинг «Карат»), «Рыболовецкий колхоз им В.И. Ленина», «Сэил», Колхоз им. Бекерева, «Океанрыбфлот», «Преображенская база тралового флота». Компании «Профитрейд» и «Дальрыбпорт» профессионально предоставляют нам логистические услуги. С такими партнерами мы можем ставить перед собой самые сложные задачи.
Мы рассматриваем добытчиков не как отрезанный контракт «купи-продай». Мы предлагаем участие в совместной реализации продукции и соответственно в распределении прибыли. Это нормальная практика. Или рыбак кредитуется в банке, платит за услуги хранения хладокомбинату и транспортной компании за доставку, или мы разделяем с ним риски и затраты по реализации. Мы рассматриваем рыбопромышленные компании как полноправных партнеров и готовы с ними договариваться на взаимовыгодных условиях.
Кроме того, компания «Рыбный дом» обратилась к руководству Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья с просьбой войти в состав ее участников и получила положительный ответ. Мы ценим честные партнерские отношения, а не самые низкие цены на товары или услуги.
– В чем вы видите преимущества «Рыбного дома» перед другими игроками на рынке?
– Прежде всего, в команде, которая собрана из специалистов, нацеленных не только на извлечение дохода, но и в большей степени на развитие отрасли и повышение престижа российского продукта на мировых рынках. Наша работа – обеспечить магазины свежей и разнообразной рыбной продукцией. У нас сформировалась команда профессионалов. По моему глубокому убеждению, именно люди составляют основную ценность нашей компании, их опыт, надежность и знания. Второй фактор успеха – наличие финансовых ресурсов и третий – четкое понимание, куда мы хотим двигаться, и огромное желание работать.
Очевидно, что основную прибыль получаешь тогда, когда продаешь свою продукцию конечному потребителю. Только создав полную цепочку: добытчик, логистика, склад, автотранспорт, сети и потребитель, мы можем получить максимальную прибыль. Поэтому в принципе можно сказать, что мы строим вертикально-интегрированный холдинг.
Необходимо отметить, что руководство нашей компании уделяет большое внимание повышению квалификации персонала. Все новые технологии и тенденции, о которых нам становится известно, обсуждаются в широком кругу с привлечением специалистов по разным направлениям. Мы смотрим, каким образом можно их применить, просчитываем варианты, порой даже спорим. Надеюсь, в этих спорах родится что-то интересное, что мы сможем предложить рынку и потребителю. Для нас очень важно, чтобы выиграл, прежде всего, потребитель, а он, к сожалению, на сегодняшний день ограничен представленным ассортиментом, которого явно недостаточно.
Все вместе мы – команда профессионалов, которая работает в атмосфере доверия, основанного на ответственности каждого как перед собой, так и перед командой. Мы делаем все возможное, чтобы всегда поступать честно и справедливо, в соответствии с общечеловеческими представлениями о добре и зле. Поэтому нам нечего скрывать друг от друга и окружающих. Мы делимся максимумом информации со своими партнерами, чтобы дать им возможность работать с нами, зная наши цели, задачи и проблемы. Поэтому мы всегда можем найти взаимовыгодные и синергичные решения.
Мы постоянно создаем новые товары и услуги, новые рынки и новых потребителей, мы активно «смотрим вокруг», ищем новые технологии и идеи в окружающем мире, осваиваем и применяем их в своей работе. У нас просто нет возможности обеспечить конкурентоспособность своей продукции иначе, как делая ее наукоемкой, то есть, концентрируя в ней все больше и больше оригинальных решений, творческих находок. Мы опираемся на опыт учредителей и сотрудников нашей компании, чтобы найти собственный путь – путь успеха.
Мы никого не собираемся сдвигать, ни с кем не собираемся бороться. Рынок открыт, даже крупнейший игрок «Русская рыбная компания» занимает всего 5–7%, так что места хватит всем. Но на следующем этапе место будет у тех, кто пойдет в добычу или в переработку, будет использовать знания, новые разработки и ноу-хау отечественных отраслевых институтов. Поэтому в наших дальнейших планах такой сильный акцент на переработке.
– Как происходит в вашей компании работа по техническому регулированию и взаимодействие с государственными органами?
– Сейчас рынок сужается, сокращается время поставки от оптового звена до потребителя. Конечно, это не значит, что умирают посредники, как бы этого ни хотелось некоторым ведомствам. Каждый должен делать свое дело. Поэтому в любом случае посредник между магазином и добытчиком будет, причем не один. Кто-то занимается оптом, кто-то дистрибуцией, а кто-то оказывает услуги по поиску продукции. Целью, наверное, должно быть не избавление от посредников, а снижение цен на рыбу путем снижения тарифов «монополий», причем к «монополиям» я отношу, в том числе и сетевые магазины. Нам и не снились наценки к стоимости при продаже рыбы – до 40%. А цена, которую заявляют закупщики, порой совпадает с ценой на рыбопродукцию в море! Вот где нужна работа государственного регулятора. Но это сложно, с переработчиками рыбы справится легче. Вот так и продолжаются вечные «консультации и обсуждение задач развития по снижению давления на бизнес».
Простой пример: с 1 июля вступает в силу технический регламент «О безопасности пищевой продукции». В нем прописаны требования безопасности к продукции, ее производству, транспортировке, упаковке, утилизации. Технический регламент обязывает все предприятия, занимающиеся переработкой пищевой продукции, пройти государственную регистрацию, но до того, как производитель сможет получить регистрацию, уполномоченный орган проведет проверку на соответствие объекта требованиям, установленным техрегламентом. Государственной регистрации подлежат объекты, занимающиеся убоем животных и птицы, переработкой мяса, приемом сырого молока и его переработкой, производством и переработкой яиц, производством и переработкой продукции аквакультуры.
Нашими партнерами являются переработчики семги и форели, кеты и горбуши, чилийского кижуча и других видов рыб, выращенных на предприятиях аквакультуры. По логике, все суда, добывающие рыбу на Дальнем Востоке, перерабатывающие цеха, которые солят и коптят рыбопродукцию, предприятия розничной торговли, где изготавливаются полуфабрикаты, – должны пройти эту аттестацию. По информации, полученной из министерств и ведомств, до сегодняшнего дня не определен ни порядок аттестации, ни кто ее будет проводить. Надеемся на Ассоциацию рыбохозяйственных предприятий Приморья в ускорении решения этого вопроса.
– Можно ли говорить о том, что налицо тенденция: если раньше рыбопромышленным предприятиям приходилось выстраивать собственные вертикально интегрированные системы, не от хорошей жизни – им надо было как-то доставлять и продавать свою продукцию, то сейчас наблюдается обратная картина – переработчики и трейдеры стремятся в сектор добычи?
– Что касается планов в перспективе выходить на строительство собственных судов, то наша основная цель – расширить ассортимент рыбы и морепродуктов на рынке. Сейчас целый ряд видов водных биоресурсов, например, креветка, практически целиком уходит на экспорт. Есть виды неосваиваемых ресурсов, в том числе «неодуемых». Есть востребованная продукция, например сурими, которую можно выпускать из российского сырья. Есть районы Мирового океана, куда можно вернуться. Но для этого мы должны понимать, что мы можем ловить и на чем. То, что сегодня предлагается на рынке судов, нас не слишком устраивает. Нужны новые технологии как добычи, так и переработки. В этом свете для нас неоценим опыт добытчиков Приморского края.
Рынок сейчас меняется, и меняется в лучшую сторону, он развернулся к потребителю. Благодаря работе Росрыболовства, Россельхознадзора он публичен, прозрачен, конечно, не идеален, но рынок развивающийся, и это главное. Мы понимаем нашу социальную ответственность перед потребителем за качество поставляемой рыбопродукции. Мы не можем предложить ему фальсифицированный или некондиционный товар, это неприемлемо для ООО «Рыбный дом». Продукция высочайшего качества для потребителя – вот основной девиз, которому следует и будет следовать наша компания.
Мы уже поставляем высокотехнологичный, вкусный и полезный продукт с высокой степенью готовности, а с освоением новых технологий нам может помочь только отраслевая наука. Надо понимать, что за рубежом нам ничего хорошего не продадут, передовые технологии – не для продажи. Но у нас в стране есть свои разработки, которые ничем не уступают заграничным образцам, просто они последние двадцать лет «варятся» внутри научных институтов, за редким исключением не покидая их стен.
В этом я вижу большую беду нашей отрасли – нет открытости. Хотите пример? В головном институте ВНИРО накоплена огромная библиотека, где хранится масса полезной литературы, в том числе для технологов и других производственников. Но кроме ученых ее никто не видит. В других странах важнейшие материалы легко найти в открытых источниках, не только на научных, но и на отраслевых сайтах, порталах государственных регуляторов. Так почему бы и у нас на специализированных рыбных сайтах не размещать информацию о новых технологиях, стандартах и продуктах, о выпуске новых методических изданий и практических рекомендаций, указывать контакты специалистов, к которым можно обратиться по этому поводу? Все это не требует финансовых вложений от государства или частных компаний, нужна только воля.