Минтай выплыл из мутной воды
«Русское море — добыча» Максима Воробьева и членов семьи Геннадия Тимченко показала, как начинать новый бизнес в отрасли, где государство наводит порядок. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Ведомости.
«Русское море — добыча» Максима Воробьева и членов семьи Геннадия Тимченко показала завидный пример того, как можно удачно начать новый бизнес в отрасли, где государство решило навести порядок.
Ловля рыбы на Дальнем Востоке, в самом крупном рыбодобывающем регионе страны, в постсоветское время перекочевала под управление китайских компаний. Неофициально, поскольку владеть рыбными квотами и добывать рыбу в российских водах иностранцы не могут — это стратегическая отрасль. Китайцы владели российскими компаниями, ловили минтай на Дальнем Востоке и продавали его китайским же перерабатывающим компаниям до тех пор, пока гонконгская Pacific Andes не сообщила в меморандуме для инвесторов, что уже контролирует 60% российского рынка минтая (это случилось в 2011 г.). Это открытие заставило Росрыболовство обратиться в антимонопольную службу и прокуратуру. В конце 2012 г. ФАС подтвердила: Pacific Andes контролировала значительную часть российской рыбодобычи, но приобретала контроль«не через владение акциями, а через тайные соглашения, которые включали в себя такую систему управления, когда акция могла быть контрольной». Правительственная комиссия по иностранным инвестициям в стратегические отрасли многозначно намекнула гонконгскому холдингу, что рыболовецкие активы надо либо продать, либо разделить с российским партнером, создав совместное предприятие. «Китайская сторона должна, если она хочет сохраниться на Дальнем Востоке, получить такие разрешения. В настоящее время, поскольку таких решений нет, китайская сторона должна уйти и продать свои активы российским компаниям», — говорил в ноябре прошлого года руководитель ФАС Игорь Артемьев.
Покупателя долго искать не пришлось. От заключения комиссии до первой сделки прошло меньше двух месяцев. В конце января «Русское море — добыча» купила крупные дальневосточные рыбодобывающие компании«Турниф» и «Интрарос» примерно за $350 млн (чуть больше 10 млрд руб.). Еще $190 млн (чуть меньше 6 млрд руб.) компания потратила в мае на покупку «Совгаваньрыбы» и «Востокрыбпрома» и в результате в одночасье стала самым крупным держателем квот на минтай — главную промысловую рыбу в России — и вошла в пятерку главных добытчиков сельди. У компании, созданной незадолго до описываемых событий и не имеющей значимых активов и опыта промысловой работы, под контролем оказались квоты на добычу 220 000 т рыбы, в том числе 180 000 т минтая, а это 12% от общего допустимого улова этой рыбы на всю страну.
Доподлинно неизвестно, какую роль в этой партии сыграл лоббистский и административный ресурс«Русского моря — добычи». Компания принадлежит Максиму Воробьеву (36%), брату губернатора Московской области, и членам семьи Геннадия Тимченко (у зятя Тимченко Глеба Франка — около 30%). Войти в промысловый бизнес партнеры решили еще в конце 2011 г., после того как Volga Resources Тимченко стала владельцем 30%-ного пакета в рыботорговой группе «Русское море», но не смогли купить ни одного крупного рыболовецкого актива до тех пор, пока ФАС не взялась за дальневосточных промысловиков.