"Зубная боль" Архангельского тралфлота
Перед профессиональным праздником рыбаков опять в ходу ужастик про тралфлот: мол, предприятие- банкрот, и его снимут с торгов. Вообще-то авторы первой версии этого пиар-триллера создавали его с другой целью: появившись в интернет-пространстве накануне открытых слушаний в Газпромбанке, информация должна была привести к затягиванию сроков приватизации АТФ. Не вышло. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на АТФ.
Но в том и особенность Интернета, что информация может всплывать бессчетное количество раз, пока есть интерес к теме. А интерес огромный, торги вот-вот состоятся. Самое время сбивать цену, вбрасывая «дезу» про предприятие. Так что крепитесь, рыбаки! Такого наслушаетесь…
К примеру, большой друг АТФ Михаил Зуб, директор Мурманского рыбокомбината, в интервью «Норд-Ньюс» под завораживающим названием «Затяжной прыжок пантеры» уже нашел в Архангельском тралфлоте … след Гонконга. Если победят «АТФ Северные инвестиции», говорит он, то « их задача - убрать из добычи тралфлота пелагические породы рыб, а тресковые в конечном счете уйдут за границу. Донные виды нужны гонконгской компании «Оушен Тролерз». То есть, за этим кругом лиц стоит Гонконг».
Ну, конечно, для того тралфлот и вложил в модернизацию пелагического траулера «Капитан Кравченко» сумму, равную выручке Мурманского комбината за пять лет, чтобы потом отказаться от промысла путассу и сельди! Ох, не дорожит Михаил Изяславович своим и без того небольшим бюджетом…
Хотя его можно понять. Целый год писать сочинение на тему «Если бы директором Архангельского тралфлота был я» и не дойти до финиша.
14 июня директор департамента корпоративного финансирования Газпромбанка (организатора приватизации) Александр Кулик представил предварительные рекомендации по отчуждению акций АТФ, согласованные с Росимуществом, и рассказал о схеме, по которой это будет проходить.
Не позднее 29 июля банк- агент по проведению приватизации должен получить согласование правительства по данной сделке. Это касается и акционерного соглашения, которое планируется заключать между покупателем АТФ и администрацией Архангельской области. В течение недели после этого на сайте Росимущества и в СМИ появится объявление, что процесс стартует. До 11 октября банк будет принимать первоначальные оферты, равные оценочной стоимости АТФ. Независимая компания Ernst &Young (CIS) B.V. дважды оценила его в 1,9 млрд рублей, в ближайшее время будут известны данные последнего аудита. «К оценке АТФ от компании Аверс, которая появлялась в прессе, мы никакого отношения не имеем», - подчеркнули организаторы приватизации.
На 17 октября назначена сама процедура отчуждения акций. К ней будут допущены покупатели, соответствующие квалификационным требованиям.
До этого момента все участники торгов должны будут внести обеспечительный платеж. По мнению организаторов приватизации, « банковские гарантии не дают достаточной защиты заказчику сделки (Правительству РФ), поэтому необходимо обеспечить депонирование в сумме оценочной стоимости предприятия».
17 октября все потенциальные покупатели, которые подали первоначальную оферту и прошли квалификационный отбор, соберутся для повторной подачи оферт. Конверты с документами, в которых будет указана окончательная сумма сделки, вскроют в присутствии всех заинтересованных лиц. Здесь же составят соответствующий протокол.
На вопрос представителя компании «Вирма»: почему классический аукционный механизм заменили «конвертным конкурсом», организаторы приватизации ответили, что это сделано в интересах заказчика. Логика «сейчас или никогда» заставляет покупателя давать максимальную цену. При аукционе с несколькими шагами есть возможность играть на понижение. С точки зрения открытости «офертные торги» ничем не хуже.
А теперь о том, почему некоторые из тех, кто «точил зуб» на тралфлот, были так разочарованы квалификационными требованиями.
«За последние полтора года было много высказываний в связи с тем, как продавать: через аукцион или конкурс. Было не совсем ясно, что люди вкладывают в эти понятия. То, что мы делаем, нацелено на некий предварительный отбор покупателей, - сказал на встрече, представляя рекомендации Газпромбанка, Александр Кулик.
- При разработке квалификационных требований мы исходили из двух вещей. С одной стороны, они должны быть максимально понятны, прозрачны и не давать возможности двоякого толкования. С другой стороны было необходимо ввести минимальный разумный фильтр, чтобы не превращать эту процедуру в балаган.
Когда мы разрабатывали квалификационные требования, была дилемма: допустить всех или ввести отраслевой критерий. Мы получили большое количество писем, как от потенциальных покупателей, так и от профсоюзов, ветеранов флота, различных отраслевых объединений и структур. Общий посыл их сводился к тому, что отрасль достаточно специфическая, и если компания попадет в руки людей, которые не умеют управлять активами данной отрасли, то это приведет к негативным последствиям, в том числе социального характера, как для самой компании, так и для области. В целом мы с этой позицией согласны.
Исходили из того, что у компании должны быть в наличии квоты, полученные в соответствии с приказом Росрыболовства. Таких порядка двухсот. С другой стороны мы понимали, что есть рыбоперерабатывающие компании, не имеющие собственных квот. А общемировая тенденция такова, что максимальной стоимости достигают те, кто выстраивает всю цепочку от добычи до прилавка. В итоге к рыбодобытчикам добавились рыбоперерабатывающие компании,- рассказал представитель Газпромбанка.
- Четвертый критерий – выручка от реализации не менее 500 миллионов рублей – был введен исключительно для того, чтобы отсечь недобросовестных покупателей, которые могли зарегистрироваться накануне приватизации, реально не имея никакого опыта работы в данной отрасли. «Накрутить» выручку за прошлые периоды – 2011-2012 годы -более сложная задача, чем задним числом зарегистрировать коды ОКВЭДа.
Введение четвертого критерия вызвало бурное негодование господина Зуба, заявившего, что таким образом все рыбообработчики лишаются возможности участвовать в покупке тралфлота, потому что ни одна перерабатывающая компания таких оборотов не имеет.
Представители банка-агента в ответ на демарш сообщили, что «считают нецелесообразным допускать к покупке государственного актива с выручкой три миллиарда компании с выручкой менее пятисот миллионов рублей». Собирать некие бумаги, в которых каждый покупатель говорит, что он самый лучший и что он сделает для Архангельского тралового флота, организаторы приватизации считают бессмысленным. А вообще данным квалификационным требованиям соответствует 20-25 компаний с достаточным финансовым ресурсом, чтобы не ударить по цене и не ущемить каким-то образом интересы Российской Федерации.
Возглас господина Зуба о том, что у него есть деньги на покупку АТФ, представители тралфлота сочли тогда всплеском эмоций. На предприятии хорошо помнят, какой залог понадобился для получения кредита на модернизацию траулеров. Чьи деньги имел в виду отвергнутый гендиректор АТФ, стало понятно из материала «Затянувшийся прыжок пантеры».
«Мы с исландской компанией «Марел» проработали вопрос строительства в Архангельске рыбоперерабатывающего завода… Но «Марелу» за это надо 18 тысяч тонн трески. У АТФ – 36 тысяч тонн тресковых, так что половину можно взять совершенно безболезненно для добычи», - делится сокровенным господин Зуб.
«Параллельно гендиректор Мурманского рыбокомбината намерен развивать и свое производство. « В Архангельске порт – замерзающий, поэтому 8 месяцев в году флот может находиться в Мурманске и сдавать рыбу здесь»,- передает Норд-Ньюс слова Михаила Изяславовича, который все еще надеется участвовать в покупке тралфлота, ведь постановления правительства еще не было.
Мы тоже надеемся – на то, что всесторонне проработанные банком-агентом и Росимуществом рекомендации по отчуждению акций АТФ будут одобрены Правительством именно в том виде, в котором те были представлены потенциальным инвесторам. Потому что они не дают шансов подставным компаниям претендовать на акции крупнейшего рыболовецкого флота.