Ритейл получит черный список поставщиков морепродуктов
В середине августа в московских и петербургских сетевых магазинах проверят качество морепродуктов — рыбы, икры, крабов и т.п. Союз потребителей России намерен закупать образцы рыбной продукции и отправлять их на экспертизу. Ассоциация компаний розничных сетей (объединяет более 25 ритейлеров — X5 Retail Group, Metro Cash & Carry, «Ашан», «Магнит» и др.) будет рекомендовать своим членам отказаться от сотрудничества с недобросовестными поставщиками. Далее акция должна распространиться и на другие города России. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Известия.
Закупки и экспертизу оплатит Рыбный союз. На первый этап акции эта организация выделит 500 тыс. рублей, рассказал глава союза Сергей Гудков. Предполагается, что экспертиза будет проходить в лабораториях Россельхознадзора — с ними уже ведутся переговоры, сообщил он.
После проверки двух столиц союз собирается подключить исследовать торговые сети еще 3–4 городов. Со временем система мониторинга должна распространиться на всю Россию, продолжает глава союза. Планируется, что к ней подключатся 30–40 городов. Гудков не исключает, что тогда можно будет мониторить также и мелкие магазины, рынки и общепит.
Но на первых порах на экспертизу попадут только продукты из крупных сетей.
— Нет гарантии, что мелкие магазины будут расторгать договоры с поставщиками фальсификата, — пояснил Гудков. — А торговые сети готовы на это пойти.
В X5 Retail Group рассказали, что эта компания была одним из инициаторов рыбных проверок.
— Мы готовы отказываться от недобросовестных поставщиков. Сначала им будет вынесено предупреждение и дан срок на исправление нарушений. До этого продукция будет снята с полок магазина. Если поставщик не исправится, договор с ним будет расторгнут, — говорит руководитель пресс-службы X5 Владимир Русанов.
Основатель и управляющий партнер сетей «ГастрономчикЪ», «Продэко» и «Марка» Дмитрий Потапенко считает, что грядущая экспертиза рыбной продукции не даст реальной картины ситуации.
— Сетевые магазины, несмотря на крупные обороты, — лишь малая часть торговых точек, в которых продается рыба. При этом рассадник фальсификата — именно нестационарная торговля, — возмущается эксперт.
В Рыбный союз входят 25 российских компаний — производителей и переработчиков рыбной продукции (в их числе такие крупные игроки, как «Балтийский берег», «Меридиан», «Санта-Брэмор», «Русское море»). В сумме входящие в союз компании контролируют лишь 5% рынка, напоминает начальник центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. Поэтому алгоритм проверки должен быть максимально прозрачным, отмечает он, чтобы черные списки не превратились в средство конкурентной борьбы. Подобные опасения высказали и представители ФАС.
Разрыв отношений с крупными сетями может стать серьезным ударом для небольшой рыбной компании, рассказал представитель компании «Золотая рыбка» (город Ковров Владимирской области). Крупные сети необходимы таким фирмам, так как мелкая розница закрывается, не выдерживая конкуренции с ними. Но попасть в крупный ритейл небольшим компаниям сложно: сети предпочитают сотрудничать в основном с крупными поставщиками. Если экспертиза будет необъективной, небольшим поставщикам рыбной продукции, вероятно, придется уйти с рынка, опасается собеседница.
По мнению представителя Росрыболовства Александра Савельева, мониторинг должен быть системным — нужно проверять всю цепочку, включая склады и холодильники. Кроме того, отметил он, лабораторные исследования обходятся дорого, а запланированные на эти цели 500 тыс. рублей — сумма небольшая.
— Если экспертиза будет стоить дешево, — говорит Савельев, — то не удастся выяснить, например, добавляют ли производители какие-то ингредиенты намеренно или просто готовят разные продукты на одном оборудовании. Ведь бывают случаи, когда конину обнаруживают в говяжьем фарше только потому, что производители плохо промыли ножи после обработки конины.
С помощью экспертизы не получится установить, на каком этапе испортился продукт, рассказали «Известиям» в испытательном центре ФБУ «Ростест-Москва». При этом значительная часть некачественной рыбной продукции портится не по вине поставщика, а из-за неправильной перевозки или условий хранения. По словам Гудкова, если обнаружится, что товар мог потерять качество по этим причинам, заносить поставщика в черный список не будут.
Руководитель аналитического центра Росрыболовства Тимур Митупов оценивает долю фальсифицированной рыбной продукции на российском рынке в 20%. Чаще всего подделывают консервы, говорит эксперт. Лидеры по продаже некондиции — магазины Москвы и Северо-Запада России.
Оборот российского рынка морепродуктов Рыбный союз оценивает в 500 млрд рублей.