Большой морозильный рыболовный траулер "Генерал Трошев" не может прийти в Россию
Второй год БМРТ «Генерал Трошев» – новострой ОАО «ПБТФ» – не может прийти в Россию: единовременный таможенный платеж – неподъемная сумма для судовладельца. «Мы кормим российский берег, но по факту оказались в одном положении с иностранцами», – констатирует капитан Александр Вайнутис. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.
Большой морозильный рыболовный траулер «Генерал Трошев» был передан заказчику – ОАО «Преображенская база тралового флота» – в 2011 г. в украинском Николаеве. Уже в марте 2012 г. судно включилось в работу на минтаевой путине и сегодня продолжает успешно трудиться на промысле. В короткие сроки траулер вышел на плановые показатели, было налажено производство в море качественной продукции, в том числе глубокой переработки. Но БМРТ не может вернуться домой: он оказался в списке «незаходных» рыбопромысловых судов и до сих пор ждет амнистии от государства.
Сейчас траулер работает на полную мощность, добывая порядка 220 тонн рыбы в сутки, на борту производится различная продукция, в том числе филе. «Кроме того, в переработку идут и отходы от разделки: мы выпускаем муку, пищевой фарш. Морозим печень, из которой затем на берегу можно изготавливать консервы или жир. Так что, в принципе, производство почти безотходное – рыба, которая поднимается на борт, целиком идет в обработку», – рассказал капитан-директор «Генерала Трошева» Александр Вайнутис.
На судне трудится 98 человек. Сейчас БМРТ завершает освоение квот в районе Северных Курил. Затем траулер отправится в Берингово море. «В порт зайдем ориентировочно в октябре, но пока, к сожалению, не в родной российский: с самой постройки судна мы еще не можем накопить денег для единого таможенного платежа», – сообщил капитан.
По его словам, в постройку корабля за несколько лет ПБТФ вложила 1,2 млрд. рублей. А единовременный платеж, который судовладелец обязан внести, как только БМРТ пересечет границу Российской Федерации, составляет 23% от стоимости судна, то есть более 270 млн. рублей. «Естественно, это неподъемная для нас сумма», - констатирует Александр Вайнутис.
Пока «Генералу Трошеву» приходится работать в российской экономзоне без права захода в территориальные воды. Из-за этого возникает масса трудностей с доставкой, сменой экипажа, снабжением, обеспечением судна. «Причем все эти вопросы мы способны решать в России самостоятельно: Преображенская база тралового флота – это крупное градообразующее предприятие, у которого есть свой судоремонтный завод, где мы можем осуществлять текущий ремонт, есть свои причалы. Получается, что мы кормим целый район в Приморье, но по факту оказались в одном положении с иностранцами – порыбачил и ушел в иностранный порт. Вот только у нас все налоги идут в бюджет Российской Федерации, на борту не работает ни одного иностранного гражданина, за прошлый год 100% выпущенной на судне продукции ушло в Россию на внутренний рынок», – подчеркивает капитан траулера.
Смена экипажа на БМРТ «Генерал Трошев» осуществляется при заходе в иностранный порт. «Если это Пусан (Южная Корея), то людей доставляют через пограничные переходы автобусом, паромом, поездом за границу и там уже оформляют на судно. В море произвести замену крайне сложно, так как транспорта не имеют права брать пассажиров на борт.
Кроме того, поскольку вход в 12-мильную зону нам пока заказан, все перегрузы мы осуществляем также в открытом море, в районы укрытия зайти не можем», – отметил Александр Вайнутис.
Сложившаяся ситуация повышает опасность операций: «Рейсы у нас продолжительные, от регистра до регистра мы работаем непрерывно по 10-11 месяцев. Если вдруг появится какая-нибудь экстренная необходимость, возникнет экстремальная ситуация, не дай бог, какой-то несчастный случай, то мы сразу столкнемся с очень серьезными проблемами», – обратил внимание капитан «Генерала Трошева».
В последний раз о проблеме с «незаходными» судами упоминалось в феврале 2013 г. Представители Минсельхоза обещали законодательно провести амнистию для судов, построенных, приобретенных, отремонтированных или модернизированных за рубежом до 1 января 2013 г. Но никаких подвижек в этом направлении до сих пор не наблюдается. «Очень сложно работать в таких условиях. К тому же получается большая текучесть кадров – люди не знают, в какой порт в следующий раз зайдет судно, как держать связь с берегом, поэтому отрабатывают свой положенный срок по соглашению (150-160 суток) и уезжают домой», – добавил Александр Вайнутис.
По его словам, в иностранных портах уже выстроена целая инфраструктура: люди обеспечивают транспортировку экипажей с многочисленными пересадками и сменой транспорта, оформление документов, предоставляют переводчика. «И все это оплачивается по агентским линиям, причем расценки никак не регламентируются: нам указывают определенную сумму, устраивает она нас или нет, но платить все равно приходится, потому что нам нужно работать», – заметил собеседник Fishnews.
По его словам, за рубежом много отечественных судов, которым просто не нужно в Россию. «Да, у них российский флаг, но базируются они в Пусане, в Даляне, потому что их это устраивает, фактической привязки по хозяйству к российскому берегу у них нет, а кто-то и вовсе работает по «серым» схемам. У нас же есть свой порт, свои причалы, свое обслуживание, и все происходящее нас крайне не устраивает. Преображенская база тралового флота строила это судно абсолютно легально, прозрачно, на собственные деньги, для своего предприятия – для развития.
Поэтому у нас есть большое желание вернуться в Россию! Здесь у нас сразу отпала бы масса проблем. Да и людям необходим отдых – непрерывно находиться в море, вдали от дома столь длительный срок очень непросто», – подчеркнул Александр Вайнутис.