Тралфлот "ставит сети"… На рыбакколхозы и покупателей
По оценкам областного агентства по рыбному хозяйству, резкое падение цен на рыбу в России в 2013 году представляет серьезную угрозу для Архангельского тралового флота (АТФ), даже если история с приватизацией закончится благополучно. АТФ делает ставку на региональный рынок, начиная совместно с Архангельской рыбной компанией реализацию проекта по созданию мелкооптовой торговой сети. Его судьба во многом зависит от того, как сработает рыбный порт АТФ. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на bclass.ru.
Радость от того, что российско-норвежская комиссия по рыболовству увеличила квоты на треску на 2013 год, оказалась недолгой. Страны Западной Европы из-за кризиса резко сократили закупки рыбы. Норвегия, остановив многие из своих предприятий, стала перенаправлять треску в Россию. В результате на внутреннем рынке цены упали на 30%. Как только снизилась стоимость рыбы премиум-класса, в среднем на 25% подешевела путассу и другая рыба этой ценовой категории.
Что хорошо для потребителя далеко не всегда благостно для производителя. Руководство АТФ видит выход в том, чтобы интенсивно осваивать рынок области, а именно добраться со своей продукцией до небольших населенных пунктов, включая удаленные. Создания собственной торговой сети пока не предполагается. В качестве полноправного партнера в проекте участвует постоянный дистрибьютор предприятия — Архангельская рыбная компания (АРК).
Архангельская область занимает первое место по потреблению рыбы на Северо-Западе. При этом если в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске нетрудно найти аккуратно упакованную местную продукцию, уже в ближайших Холмогорском и Виноградовском районах ее практически не купить. АТФ и АРК, рассчитывая на обещанную поддержку правительства области, планируют, что уже к 2015-2016 году начнут «лов» покупателей практически во всех крупных районных центрах. Первыми в сеть попадут Вельск, Котлас, Березник и Холмогоры.
Чтобы было где принимать такие объемы рыбы, на собственные средства тралфлот построил дополнительные морозильные склады на Маймаксанском грузовом участке (он же рыбный порт АТФ). За последние несколько лет предприятие сделало серьезные вложения в чудом сохраненную в 90-е годы береговую инфраструктуру. И не только для реализации своей «областной продовольственной программы».
«Порт «заточен» именно под разгрузку рыбы. Общая вместимость холодильников — пять тысяч тонн: хватит места для размещения продукции всем, кто захочет с нами работать. Клиентов и сейчас немало, причем не только из числа предприятий Архангельской области. Иногда приходит-уходит по несколько траулеров в неделю, в том числе принадлежащих рыбакколхозам — раньше они к нам заглядывали редко. Кроме того, с начала мая семь судов прошли ремонт в доке (работы, кстати, дорогие: в среднем порт получает 1 млн рублей «с борта» —Прим. ред.)», — рассказывает руководитель рыбного порта АТФ Максим ДРЕГАЛО.
Приказ Минтранса РФ обязывает владельцев регистрировать свои суда по месту нахождения юридического лица, и многие рыбакколхозы имеют архангельскую прописку. Но этого еще недостаточно, чтобы «приучить» их проводить ремонты и перевалку грузов исключительно в местном порту. По словамруководителя агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Алексея КОРОТЕНКОВА, правительство занимается вопросом возможного сокращения портовых сборов на Маймаксанском грузовом участке, с руководством АТФ идут переговоры о снижении стоимости услуг.
Свое мнение на этот счет высказалзаместитель председателя рыболовецкого колхоза «Беломор» (Летняя Золотица) Евгений МЕДВЕДЕВ: на днях траулер «Мурманск», находящийся в совместной собственности «Беломора» и мезенского колхоза «Север», уже не в первый раз пришел разгружаться в Маймаксу.
«На борту было 200 тонн рыбы, в основном треска и пикша. Часть пойдет покупателям по области, часть — в Нижний Новгород, Рязань. К сожалению, квота у «Беломора» очень мала: хватает только на три месяца. Поэтому и купили судно на двоих с «Севером» — так их квота добавляется к нашей, — рассказывает Евгений Медведев. — Можем заходить на разгрузку в Архангельск и Мурманск. Если говорить о рыбном порте АТФ, логистическое «плечо» получается для нас длиннее (промысел ведем в Баренцевом море). Кроме того, в Мурманске более развита инфраструктура. С другой стороны, в Архангельске нас не просто обслуживают, а принимают как своих, проявляют гибкость в отношении тарифов. Знаю, что тралфлот в сложной ситуации, но здесь это никак не ощущается — все работает».
Прямая речь
Алексей КОРОТЕНКОВ, руководитель агентства по рыбному хозяйству Архангельской области:
— Мы будем поддерживать этот проект потому, что он нужен тралфлоту и отвечает интересам жителей области. Большинству из них по большому счету нет дела до проблем АТФ: они просто хотят иметь возможность купить качественную рыбу поближе к дому, по ценам без накрутки в 200 и более процентов, причем не какого-то въетнамского пангасиуса, а треску, пикшу. Что касается цен, сначала мы шли по пути переговоров с крупными торговыми точками, но, за редким исключением, не были услышаны. Ломать кого-то через колено бессмысленно. Надо создавать альтернативы: одна из них - рыбные ярмарки, другая - проект тралфлота и Архангельской рыбной компании.