Архангельский траловый флот продан по заниженной цене?
Сумма сделки по продаже АТФ уже известна, но остается вопрос, кто станет новым собственником, и насколько эффективно государство продало свой последний ценный актив в рыбной отрасли. Об этом пишет главный редактор FishNet.ru Вячеслав Юрьевич Сухов.
19 ноября состоялось вскрытие конвертов с офертами на приобретение 100% акций ОАО «Архангельский Траловый Флот». Два оставшихся претендента предложили практически одинаковую цену за последний государственный рыбопромысловый актив, близкую к стартовой цене.
ООО "Вирма", входящее в группу "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум" (СЗРК), формально оказалась победителем этого этапа конкурса, предложив 2,2 млрд. рублей (68,7 млн.долларов США). ЗАО "Интрарос", которым владеет ЗАО «Русское море-добыча», отстало всего-то на 80 млн. рублей (2,5 млн. долларов).
Как считает руководитель аналитического центра при Росрыболовстве Тимур Митупов, итоговая цена оферты справедлива и соответствует объему квот АТФ и его производственным возможностям. Газпромбанк также считает, что предложенные суммы находятся «в рамках ожиданий». Оценку стоимости АТФ произвела известная фирма EY (бывшая Ernst & Young). Как и каким образом оценивалась крупнейшая на севере России рыболовная компания вероятно известно только устроителям конкурса.
Эта оценка выглядит довольно странной. Только недавно прошедшие реновацию и модернизацию три судна АТФ так называемой «южной группы» могут стоить от 45 до 60 млн. долларов. Если оставшийся флот оценить даже по цене металлолома, то общая сумма превысит оферты претендентов. При этом, совершенно очевидно, что основную ценность для покупателей представляли и представляют квоты компании, а не флот. То есть, просто продав существующий флот, государство могло бы получить те же самые 2 млрд. рублей, а квоты выставить на аукцион.
Основной причиной продажи АТФ всегда считалась неэффективность управления бизнесом государственными структурами. С этим невозможно спорить. Но иногда складывалось впечатление, что обществу умышленно создавались трудности для обоснования необходимости его продажи. Например, в течение нескольких лет собственник не давал разрешение на продажу излишков флота. В результате АТФ нес и продолжает нести расходы на их содержание, хотя уже давно понятно, что суда эти никогда не выйдут на промысел из-за недостатка квот. К чести менеджмента компании, они умудрялись сводить концы с концами, получать кредиты и заниматься модернизацией флота.
То, что "Вирма" предложила большую цену за АТФ, еще не делает ее победителем, окончательное решение остается за государством. По словам господина Кулика, директора департамента корпоративного финансирования Газпромбанка, на этой неделе Газпромбанк (агент по организации отчуждения акций АТФ) направит все материалы по процедуре в Росимущество и Минэкономразвития, а те, в свою очередь, передадут их в правительство. Распоряжение об отчуждении акций АТФ ожидается до 13 декабря, после чего сделка будет закрыта.
Окончательное решение о продаже акций АТФ будет приниматься "исключительно по усмотрению продавца на основании совокупности любых критериев" (цитата из условий конкурса). Большинство наблюдателей полагают, что в таких условиях шансы ЗАО «Интрарос» (РМД) предпочтительнее. По словам, например, Тимура Митупова в пользу РМД может сыграть то, что компания договорилась о выкупе долга АТФ на 1 млрд. рублей у Собинбанка. На прошлой неделе РМД подтвердила, что достигла с Собинбанком договоренностей о приобретении прав требований по долгам АТФ. По данным ИТАР-ТАСС, залогом по кредиту у флота являются три тех самых судна «южной группы» и объекты недвижимости.
Не исключено, что оставшиеся до 13 декабря три недели будут использованы сторонами для достижения какого-нибудь компромиссного решения.