Cейчас рыбаки выбирают квоту пятью судами, которую раньше выбирали десятком
Смена руководства в Росрыболовстве спровоцировала новую волну споров вокруг темы квот, обновления рыболовного флота и в целом наведения порядка в этой отрасли. Об этом сообщает korabel.ru.
Сегодня мы решили поговорить о проблеме рыбаков и вообще о проблемах судоремонта в Мурманске, с генеральным директором компании ООО «Севгипрорыбфлот» - Василием Шайтановым.
Кроме того, Василий Дмитриевич рассказал о полувековой деятельности организации в северном центре рыболовства — Городе-Герое Мурманск.
Расскажите, пожалуйста, немного о истории «Севгипрорыбфлота»?
История Севгипрорыбфлота идет от Мурманского отделения Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота (Гипрорыбфлота), созданного в 1957 году и ЦПКТБ «Севрыба», которые в 1967 были объединены в одно КБ.
В период своего расцвета штат Севгипрорыбфлота доходил до тысячи человек, организация занимала целиком пятиэтажное здание в Рыбном порту Мурманска. У нее был свой опытно-конструкторский цех полимерных материалов, где занимались маломерным флотом, существовал отдел по производству тралового и другого технологического оборудования для рыбаков. Но главным направлением работы Севгипрорыбфлота была эксплуатация рыбопромыслового флота, его переоборудование и модернизация.
Уже в истории современной России ООО «Севгипрорыбфлот» после целого ряда приватизационных мероприятий в 2005 году вошел в состав ОАО «Севрыба». А в июне 2008 года Севгипрорыбфлот купил норвежский концерн «Bergen group» в лице компании «Kimek offshore».
Естественно, покупая проектную организацию в Мурманске, норвежцы думали, прежде всего, о нефти и газе. Поэтому «Bergen» переориентировал работу компании в русло добычи ресурсов. Но, к сожалению, нефть в Мурманск так и не пришла, и в 2011 году встал вопрос о дальнейшей судьбе Севгипрорыбфлота: или вовсе закрыть компанию или вернуть ее к тому направлению, которым она занималась изначально. Норвежцы повели себя, как социально-ответственные люди и вложили в компанию дополнительные деньги, чем дали ей второе дыхание. В начале 2012 года в Севгипрорыбфлоте сменилось руководство, был проведен подробный анализ рынка. Тогда же он начал работу по направлению модернизаций и переоборудования. Основными клиентами, как и на заре своего создания, для нас стали рыбаки. Но дело в том, что рыбопромысловый флот сокращается быстрыми темпами, поэтому мы сейчас обслуживаем и нефтеналивные суда, и суда обеспечения, технический флот, плавсооружения, суда с атомными установками на всех бассейнах страны.
А с чем связано сокращение рыбопромысловых судов, на ваш взгляд?
Причин такого явления несколько. Но основная заключается в том, что сейчас рыбаки выбирают квоту пятью судами, которую раньше выбирали десятком. Более того, некоторые компании, которые нацелены на перспективу, сдали свои старые БМРТ и СРТ на иголки, купили, пусть бывшие в употреблении, но хорошие норвежские траулеры, и выбирают ту же квоту вообще двумя-тремя судами.
А на ремонт, конечно, уходят в Норвегию. Там нет никаких проблем с обеспечением и любая запасная часть, даже для рыболовного оборудования, будет на заводе через два дня после заказа. Плюс там попросту самые передовые технологии рыбного промысла и самое современное оборудование.
В Мурманске же вся судоремонтная инфраструктура в рыбном порту, на судоверфи и СРЗ мало загружена. Это все довольно печально.
Но в 2018 году будет закрепление квот на вылов, надеюсь на 20 лет. После этого, наверняка, будет и глобальное переоборудование судов, и строительство флота. Появится стабильность, возможность долгосрочного планирования, отрасль должна прийти в движение. У нас есть всего 4 года, чтобы подготовиться. Поэтому мы сейчас постепенно переходим от чистого проектирования к инжинирингу и хотим предложить будущим клиентам комплексную услугу от задумки и идеи заказчика до подписания акта приемки в железе.
Сейчас мы пока работаем по традиционной схеме, когда к нам приходит заказчик уже с готовой спецификацией и «ни шаг влево, ни вправо». Тут возникает целый ряд недостатков. В нашей практике, это иногда приводило к тому, что где-то оборудование не ставится, не подходит по габаритам или возникают накладки другого рода. В конечном итоге бывает так, что заказчик получает результат отличный от ожидаемого. Вроде оборудование качественное, проект жизнеспособен, исполнение на уровне, а эксплуатировать или ремонтировать судно неудобно. И предоставление услуги «под ключ» - реальный выход из такой конфликтной ситуации.
Сколько сотрудников сейчас работают в компании Севгипрорыбфлот?
У нас сейчас штат состоит из 14 человек, из них 10 - инженерно-конструкторский состав. Недавно как раз взяли к семи ведущим конструкторам — старожилам Севгипрорыбфлота молодую поросль, постепенно обучаем ее.
Кадровые проблемы испытываете?
Безусловно. В прошлом году, например, мы проводили на пенсию ведущего специалиста по мореходным качествам, который отработал в Севгипрорыбфлоте порядка 45 лет. Корабела на смену я начал искать за полтора года до этого. И до сих пор не нашел.
Мурманский Государственный технический университет в 2012 году открыл набор на новую специальность — «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Мы пригласили из этого набора на работу одну перспективную студентку-второкурсницу, определили ее «под крыло» главному конструктору. Привлекаем ее к процедурам взвешивания, описанию корпуса и танков судов — в общем обучаем.
А «готовых» корабелов я нашел только в Северодвинске или Санкт-Петербурге. Если северодвинцам ехать в Мурманск смысла нет, то чтобы в Мурманск приехал питерский специалист — это вообще что-то из разряда фантастики.
Какая схема отношений у вас с «Bergen group»?
Этим брендом мы пользуемся до июня месяца. В конце прошлого года была одобрена сделка по выходу компании «Kimek offshore», и соответственно Севгипрорыбфлота, из состава «Bergen Group».
Честно говоря, для нас это большое облегчение. Отпадает сложнейшая процедура согласований всех действий. Компания должна стать открытее и более оперативно реагировать на отзывы клиентов.
Какие наиболее крупные проекты реализовал Севгипрорыбфлот за последние 5 лет?
Мы довольно плотно работали с организацией Межрегионтрубопроводстрой (г. Москва) - это крупнейшая российская компания, осуществляющая строительство подводно-технических объектов магистральных трубопроводов. Мы делали переоборудование их трубоукладочных судов ТУБ «Небула» и ТУБ «Дефендер».
Большие работы были проведены на «Небуле». По проектам ООО «Севгипрорыбфлот» в 2010-2012 годах на судне заново построены кормовой и носовой цехи, обеспечивающие токарную обработку труб, их сварку, изоляцию подводного трубопровода, четырехпалубную жилую надстройку, с каютами более чем на 150 человек, коридоры, санитарно – бытовые помещения, камбуз, столовую команды, рефрижераторные провизионные кладовые. Выполнены проекты общесудовых систем приема и выдачи топлива, пресной и забортной воды, пожарной, осушения, сбора и обработки сточных и бытовых вод,балластной. Установлен инсинератор, сепаратор топлива, построен трюм для перевозки взрывоопасных грузов, машинное помещение, разработан и установлен накопитель для труб и многое другое.
Мы разрабатывали проект переоборудования трех судов проекта 610 для компании Лукойл-Бункер: «Бункеровщик-5» (нынешнее название «Дмитрий Рулевский» прим. ред.), «Десна» и «Агинское».
Переоборудование «Бункеровщика-5» осуществлял Канонерский судоремонтный завод, где помимо замены вспомогательных дизель-генераторов, проводились и работы по дооснащению судов двойным дном и двойными бортами.
Занимались мы и дооснащением ледокола «Диксон» по заявке «Севморгео». Там устанавливали специальное геологоразведочное оборудование. И сам проект, и все согласования с РМРС делал Севгипрорыбфлот.
Кроме того, проводились многочисленные процедуры взвешивания, работы по разработке конвенционной документации, восстановлению отчетно-эксплуатационной документации и другие проектные работы.
Из тех судоремонтных компаний, с которыми работали, какие бы выделили особо?
На наш взгляд, прежде всего «А.Л.Е.К.». У нас чудом сохранились остатки некогда очень богатого архива старого Севгипрорыбфлота. И показательно, что «А.Л.Е.К.» из всех мурманских компаний к нему обращается чаще всего, копирует чертежи, документы. Да и на фоне кадрового голода, компания старается поддерживать качество работ на хорошем уровне. Еще одна компания, с которой было приятно работать — это «СевТехКомп», мы вместе выполняли переоборудование СПБУ «Амазон» для ООО «Газфлот».
Какие проекты вы выполняли для ФГУП «Атомфлот»?
Мы регулярно участвуем в тендерах на проведение работ для «Атомфлота» и по некоторым из них вместе работаем. Наиболее масштабно мы сотрудничали в переоборудовании ледокола «Ленин».
Проектом, выполненном Севгипрорыбфлотом в 2013 году, предусматривается создание на жилой палубе ледокола экспозиционных залов с общей площадью более 500 м2, за счет ранее имевшихся кают, нескольких. Помещения оборудуются экспозиционным освещением, компьютерной сетью, видеонаблюдением, пожарной сигнализацией, эвакуационным освещением. При этом предусмотрена максимальная аутентичность интерьеров в коридорах и прилегающих помещениях. В новых залах должна быть размещена экспозиция, посвященная развитию ледокольного флота и истории атомного ледокола «Ленин». Сейчас выполнена только часть работ. (Подробнее про проведение работ на а/л «Ленин» можно прочитать здесь ссылка на интервью Кашки).
Уже ощущается острая нехватка экскурсионных площадей и будем надеяться, что «Атомфлот» найдет средства на дальнейшее развитие этого проекта.
Мурманчанам и гостям нашего города музей-ледокол «Ленин» понравился, посещение его только растет.
На Ваш взгляд, как все-таки договориться рыбакам с судостроителями?
Ну точно не через квоты под киль. Это не решение для рыболовов перекладывать на них еще и проблемы верфей. В моем понимании и не тайна совсем, что судостроению нужна серия. Но в таком случае нужно угодить рыбакам, а в том их составе, что есть сейчас — это очень трудно, но возможно. В моем понимании, для толчка развитию необходимы стабильность и постоянный интерес судовладельцев развивать свой флот. А это закрепление квот на долгий срок, на условиях мотивирующих обладателя на максимизацию произведенной продукции с каждой тонны вылова.
Готов Севморгипрорыбфлот помочь в этом дипломатическом деле?
Да, конечно, в силу своих возможностей. Мы всегда открыты для диалога с нашими рыбаками, судостроителями, людьми, заинтересованными в развитии отрасли. И стараемся воплощать их пожелания непосредственно «в железе».