Новое руководство Архангельского тралфлота идет на непопулярные меры
Чуть более двух месяцев прошло после приватизации Архангельского тралового флота (бывшее госпредприятие было передано новому владельцу ООО «Вирма» 31 января 2014 года), как в прессе появились первые тревожные сообщения. По информации из региона, «Вирма» начала обновлять парк промысловых судов, сокращая при этом расходы на его содержание, а вместе с сокращением издержек, - и сотрудников компании. Об этом сообщает news29.ru.
На сегодняшний день речь идет об увольнении двух бригад докеров-механизаторов Маймаксанского рыбного порта - структурного подразделения АТФ. Уведомления о расторжении трудового договора получили 60 человек, которые уже более трех месяцев сидели без работы.
«Сейчас предприятие действительно не может обеспечить работой докеров, - говорят в пресс-службе АТФ. - Рыбный порт настолько забит "отстойными" судами, что завезти сюда большой транспорт с рыбой да еще через льды практически нереально. Порт ищет заказчиков, но пока докеры действительно простаивают без работы. Отсюда и сокращение».
А что говорят сами работники предприятия? «Работники сами уходят, - говорит слесарь-наладчик АТФ. – Работы нет. У всех же семьи, дети, кредиты. Надо жить. А на такую зарплату, как у нас прожить невозможно. Остаются те, кому идти некуда, да пенсионеры. Хотя мне вот не понятно, почему рыба дорожает, а зарплаты не повышаются?» «А я ушёл с тралового флота ещё в прошлом году, - рассказывает электрик Роман. – Денег платили очень мало. Например, мы как-то ходили в Африку, и тогда у нас в месяц выходило порядка 16 тысяч рублей. Куда это годится?»
Собственно, умные люди давно уже задаются вопросом: «сможет ли «Вирма» потянуть содержание и, более того, модернизацию такой махины как АТФ?» Спустя считанные недели после приватизации новый владелец Архангельского тралового флота столкнулся с суровой реальностью - приходится не только считать деньги, но и идти на непопулярные меры. А значит, нужно избавляться от неэффективных и убыточных подразделений, - включая сокращение персонала, - и инвестировать в те направления, где может генерироваться прибыль.
В том, что будет нелегко, новый гендиректор АТФ Алексей Заплатин признался практически сразу. В своем интервью через 3 недели после назначения он описал состояние, в котором находится флот: «На сегодняшний день в боевом составе АТФ пять единиц (при том, что на балансе АТФ 21 судно - авт.), которые осваивают квоту предприятия. Еще несколько ждут ремонта, они потеряли класс. То, что стоит сегодня в Маймаксанском ковше, это уже не суда. Для компании дешевле новый траулер купить, чем их восстанавливать».
Сегодня на сайте АТФ в разделе «Продаем» выставлены 11 судов. Однако покупателя найти нелегко - для того, чтобы просто вывести их в море, нужны миллионы долларов на модернизацию каждого судна. Есть желающие?
В это же время АТФ покупает судно датского проекта для работы на донных породах рыбы. В планах компании приобретение еще одного-двух аналогичных судов. Это при том, что современный траулер стоит около 10 млн. долларов! Людей надо содержать? Квоты надо облавливать? Значит, придется влезать в долги и потуже затягивать пояса. «Приватизацию оттягивали и оттягивали, сейчас просто вал счетов, да и на модернизацию потребуются очень большие суммы», - сетует генеральный директор.
Несмотря на трудности, руководство АТФ сохраняет оптимизм. «Наладится жизнь - позовем профессионалов назад. Как говорится, «кормить в дороге никто не обещал»! Правда, для этого надо еще выбраться из той долговой ямы, в которую тралфлот вогнали «эффективные» собственники от государства», - говорят в пресс-службе предприятия.
Есть и хорошие новости - управление АТФ вернулось в свое родное здание на Ленинградском проспекте, 324. Тралфлотовская пятиэтажка уже несколько лет нагоняет тоску на жителей своими темными окнами. Вместе с управленцами переезжают юристы, бухгалтера, кадровики. Предложение о переезде получил профсоюз и совет ветеранов АТФ.
Кстати, по словам ветеранов флота, переезд имеет не только «логистическое», но и «символическое» значение - появилась надежда, что АТФ все-таки останется в Архангельске, а не переедет, как опасались многие, в Мурманск.
Только начинать мне кажется, надо не с ремонта и переезда в новые кабинеты, а с решения проблем флота. Ведь деньги зарабатывают не сотрудники кадровой службы, и не учебно-тренировочное судно «Белокаменка». Деньги зарабатывают в море. Тралом.