Рыбный кластер в Приморье может появиться у угольного терминала
Японский институт Nomura предлагает властям Приморья разместить рыбопромышленный кластер, создаваемый по поручению президента страны, у бухты Суходол. Инвестиции в проект оцениваются в 40 млрд руб. Краевые чиновники рассчитывают, что одним из соинвесторов станет компания "Русское море — добыча", контролируемая Геннадием Тимченко. Его Volga Group вместе с "СДС-углем" собирается в том же районе строить угольный терминал. Об этом сообщает Коммерсант.
Сегодня японский исследовательский институт Nomura намерен представить администрации Приморья концепцию создания рыбопромышленного кластера, сообщил "Ъ" источник в краевом правительстве. Год назад президент Владимир Путин поручил реализовать этот проект приморским властям, которые и выбрали Nomura на конкурсе разработчиком концепции. Ранее приморские чиновники заявляли, что на создание кластера потребуется 40 млрд руб.: 11 млрд руб. может выделить федеральный бюджет, еще 26 млрд руб.— инвесторы, 3 млрд руб.— краевая казна.
Nomura, как следует из его проекта (копия есть у "Ъ"), обследовал 17 площадок, где возможно размещение кластера с портовыми, перерабатывающими и торгово-складскими мощностями. Японцы рекомендуют три площадки: у бухты Суходол в районе мысов Виноградное и Азарьева, в бухте Пяти Охотников, а также рядом споселком Славянка. Прошлой осенью власти Приморья заявляли, что кластер планируется создать в районе Славянки. В московском офисе Nomura не предоставили оперативно комментария.
По всем параметрам — наличию почти 200 га свободных земель, близости к транспортной инфраструктуре, приемлемому рельефу местности — лучше всего подходит Суходол, конкретизирует Nomura. Размещение кластера на этом участке также позволит сократить планируемый объем инвестиций. В проекте не указываются источники экономии.
Вероятно, сэкономить можно будет на строительстве подъездных путей: около 3 млрд руб. на эти цели выделяет совместное предприятие "СДС-угля" и Volga Group Геннадия Тимченко в рамках строительства в Суходоле угольного терминала (общие вложения в этот проект — 18 млрд руб.; начать стройку планируется уже в июле этого года). Правда, Nomura отмечает, что для рыбного кластера соседство с угольным терминалом нежелательно. Разместить оба объекта в Суходоле возможно ввиду длинной береговой линии, утверждает источник "Ъ", близкий к "СДС-углю" и Volga Group. По его данным, краевые власти, лоббируя размещение рыбного кластера в Суходоле, рассчитывают привлечь в проект в качестве инвестора ООО "Русское море — добыча" (РМД), контролируемое Максимом Воробьевым и Геннадием Тимченко. В РМД заявили "Ъ", что компания может войти в пул инвесторов кластера, если будет представлен конкретный инвестпроект. Но источник "Ъ", близкий к акционерам РДМ, уточняет, что сейчас компания вряд ли войдет в проект. У РДМ непростое финансовое положение: в 2012 году чистый убыток компании достиг 88 млн руб. (данные базы "СПАРК-Интерфакс").
Представители рыбного бизнеса Приморья также презентуют властям края в середине мая свой проект развития кластера, говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его словам, бизнесмены намерены предложить площадки в промзоне Владивостока — у железнодорожной станции Угольная. Часть этих площадок принадлежит "Владморрыбпорту" (ВМРП), контролируемому в том числе семьей бывшего топ-менеджера Evraz Александра Катунина. Как сообщал "Ъ" 26 апреля, ВМРП уже представлял свой проект по созданию в Приморье рыбного хаба с объемом инвестиций около 7 млрд руб.
В Приморье рыбный кластер рождается в мутной воде
Планами по созданию рыбопромышленного кластера в Приморском крае пока больше заинтересовались не инвесторы, а прокуроры
Прокурорская проверка выявила нарушения, которые могут привести к отмене итогов конкурса в Приморье на право заключить контракт на выполнение работ по созданию концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного комплекса. Другими словами, данный конкурс был проведен с явными нарушениями закона, и, более того, проведение конкурса имеет признаки коррупции.
Напомним, однако, что начиналось все вроде как вполне законно. В январе на заседании комиссии Инвестиционного агентства Приморского края по координации деятельности по созданию рыбопромышленного комплекса в регионе была рассмотрена единственная поданная заявка на участие в конкурсе - от японского Исследовательского института Номура (московский филиал). Представленная заявка полностью соответствует установленным требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией. В дальнейшем был заключен контракт между Инвестиционным агентством Приморского края и участником конкурса.
Досье "для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите": Японская компания Nomura Research Institute, Ltd. была образована в 1965 году. В ноябре 2008 года Институт Номура открыл офис в Москве и в настоящее время активно сотрудничает с федеральными и региональными правительственными структурами, администрациями крупнейших городов. В 2010 году организация засветилась на Дальнем Востоке, она разработала концепцию развития портовой особой экономической зоны на Дальнем Востоке.
Меж тем проверка, инициированная прокуратурой, заставляет задуматься. Редакция «для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите» получила официальный ответ прокуратуры Приморского края на запрос с просьбой прояснить ситуацию с итогами проверки.
«В ходе проверки порядка заключения агентством по результатам данного закрытого конкурса договора с филиалом ОАО «для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите» на выполнение работ по разработке концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного комплекса в рамках создания в Приморском крае рыбопромышленного кластера и развития аукционной торговли в деятельности администрации Приморского края выявлены признаки нарушения требований ФЗ «для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите».
В нарушение ФЗ № 44 «для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите» и статьи 72 Бюджетного кодекса РФ вице-губернатором Приморского края предложено провести торги директору агентства, не являющегося государственным заказчиком».
Таким образом, несмотря на то что вопросы проведения указанных торгов относятся к ведению органов исполнительной власти Приморского края как государственных заказчиков согласно положениям государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморье на 2013 -2017 годы», администрацией Приморского края данная обязанность необоснованно возложена на агентство. «В действиях администрации Приморского края при возложении на агентство обязанности провести торги, а также перечислении денежных средств в качестве субсидии усматриваются признаки нарушения ФЗ «для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите», - говорится в официальном ответе прокуратуры Приморского края.
Между тем еще до проведения закрытого конкурса участники рынка проектных организаций считали основополагающим документом для организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. и Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Эти законы призваны обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок и услуг, обеспечить их эффективность, а также нацелены на создание равных условий для всех участников конкурсов. Поскольку рыбопромышленный кластер в Приморском крае создается в соответствии с поручениями, которые дал Президент РФ Владимир ПУТИН, и на реализацию этого проекта выделяются бюджетные средства, государственный заказчик услуг должен был руководствоваться положениями действующего законодательства. Однако организатор конкурса посчитал, что в России нет ни одной организации, способной справиться с этим «уникальным проектом».
Главным лоббистом именно закрытой формы конкурса был директор департамента рыбного хозяйства Александр ПЕРЕДНЯ. Он не раз публично заявлял, что необходимо выбрать иностранного проектанта, и, более того, предположительно, именно он предложил «наверх» закрытую схему торгов. Можно предположить также, что еще до объявления конкурса в кулуарах имя победителя уже называлось.
А ведь еще в декабре 2013 года планировалось, что к участию в конкурсе будут привлечены следующие организации: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMGН. Но оказалось, даже эти выбранные международные компании испугались «уникальных» требований, которые организатор конкурса предъявил к ним.
«В соответствии с тем, что требования к участникам закупки и документам, которые они должны были предоставить в заявке для подтверждения своего соответствия, были чрезвычайно высоки, заявка была подана только одной из четырех компаний - Московским филиалом Японского исследовательского института Номура. Цена контракта с исполнителем составляет 28 млн 325 тыс. рублей», - сказано в официальном ответе Инвестиционного агентства Приморского края.
Вот только отвечать за нарушения законодательства Александр Передня не будет. В беседе с корреспондентом «для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите» он подчеркнул, что если будут найдены нарушения, то он лично отвечать за них не будет, так как решение о передаче полномочий по проведению конкурса принимали рабочие комиссии, созданные в рамках реализации проекта кластера.
Тем не менее представители рабочих комиссий не подписывают документы и не отвечают за бюджет края. Таким образом, в этой кластерной истории ответственность лежит сразу на нескольких вице-губернаторах. Возможно, что выправлять ситуацию придется профильному вице-губернатору Сергею СИДОРЕНКО.
Странно, что, выступая на заседании Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, директор департамента рыбного хозяйства заявил собравшимся рыбакам, что прокурорская проверка не выявила никаких нарушений.
Но несмотря на то, что чиновники пытаются сей факт утаить от рыбацкой общественности, как сообщается в документе прокуратуры Приморья, «02.04.2014 материалы проверки направлены прокуратурой края руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушениях антимонопольного законодательства». Теперь остается ждать реакции приморского управления ФАС, а мы продолжим следить за этой неоднозначной ситуацией.
Юрий МОРОЗОВ. Газета "для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите", Владивосток.Создание рыбного кластера может начаться с нарушения законодательства
Такое решение краевые власти обосновывают уникальностью проекта: для аудиторских и консалтинговых работ планируется привлечение специалистов так называемой «Большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG). Поскольку проект с такой спецификой, масштабами и направленностью создается в России впервые, необходимо привлекать зарубежных специалистов, имеющих подобный опыт, уверены в администрации края.
Как известно, 14 ноября было утверждено «Техническое задание на выполнение работ по разработке концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного Комплекса в рамках создания в Приморском крае рыбоперерабатывающего Кластера и развития аукционной торговли». До конца 2013 г. планируется определить победителя в конкурсе среди иностранных консультантов-проектантов и перейти к стадии подготовки предТЭО.
Однако Fishnews обращает внимание на тот факт, что основополагающим документом для организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд является закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. С 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как и действующий № 94-ФЗ, закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок и услуг, обеспечить их эффективность, а также нацелен на создание равных условий для всех участников конкурсов. Поскольку рыбопромышленный кластер в Приморском крае создается в соответствии с поручениями, которые дал Президент РФ для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите, и на реализацию этого проекта выделяются бюджетные средства, государственный заказчик услуг должен руководствоваться положениями действующего законодательства.
Кроме того, и № 94-ФЗ и № 44-ФЗ не предусматривают проведения закрытого конкурса на основаниях, не закрепленных в этих правовых актах. Руководитель экспертно-правового центра «Открытой отрасли» для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите отмечает, что разработка концепции рыбопромышленного кластера и предварительного технико-экономического обоснования не относится ни к особо охраняемой государственной тайне, ни к страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда или имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, то есть к вопросам, требующим закрытых конкурсов.
Эксперты не утверждают, что решение о проведении закрытого конкурса, да еще исключительно среди зарубежных организаций, продиктовано какими-либо частными интересами, однако уверены, что заключенные таким образом контракты могут быть оспорены в судебном порядке, что негативно отразится на авторитете краевой администрации, не будет способствовать успешной реализации проекта и, в конечном счете, приведет к срыву исполнения поручения Владимира Путина.