Рыбная фабрика в Норвегии эксплуатировала румынских рабочих
Телекомпании NRK удалось получить аудиозаписи, на которых бюро по трудоустройству лишает румынских работников честно заработанных денег и пытается скрыть нечеловеческую продолжительность рабочего дня – 18 часов. Об этом сообщает dniester.ru.
Жизнь посёлков на островах Вестеролен в губернии Нурланн буквально зависит от притока мигрантов-иностранцев, вербовкой которых в Румынии занимается в том числе агентство JM Skaret. Рабочим обещали установленную законом зарплату в 152 крон в час, однако в действительности всё вышло совсем не так: рабочим удалось записать на диктофон переговоры, на которых их вынуждали согласиться на меньшую зарплату и объясняли, что надо отвечать инспекторам, чтобы никто не заподозрил, что они работают гораздо больше разрешённого законом времени.
Журналисты встретились с двумя рабочими – Адрианом Дудой и Богданом Стоическу. Оба они работали на JM Skaret зимой 2013 г.
-«Если бы инспектора узнали, что вы работаете здесь по 18 часов, то немедленно бы прикрыли нас. Если вас спросят, сколько вы работаете в день, никогда не говорите, что больше 12 часов», инструктирует работников Скарет, представитель агентства. Затем он рассказывает им, что они будут получать по 135 крон в час, а на листке оплаты будет указано 152. Разве вы не хотите работать больше?».
Юрист и учёный Кристин Алсос изучает проблему социального демпинга. Она считает, что оба этих метода – перенос часов и увеличение рабочего времени – незаконны, а компания хочет достичь двух целей – обойти требование закона об условиях труда по максимальному количеству часов работы (обмануть государство, составив табель рабочего времени с занижением часов работы) и снизить минимальную оплату за час работы. Если бы реально они работали столько, сколько указано в табеле, то работники получали бы 152 кроны в час, что и отражено в расчётных листках, но в действительности они работали гораздо больше часов по гораздо меньшей ставке, что незаконно. Агентство навязывало эти требования, угрожая расторгнуть договор с румынами вообще.
На аудиозаписи слышно, как представитель агентства убеждает работников согласиться работать на пункте приёма рыбы за 135 крон в час: -«Подписывайте или езжайте домой, но по новому контракту будете работать 9-10 часов в день». При выплате зарплаты оказалось, что работникам зачли значительно меньше часов, чем положено, зарплата была не 152, а 133-136 крон в час, а рабочее время длилось до 18 часов в день. Румынские рабочие обратились за помощью в профсоюз, который помог им добиться выплаты всех положенных денег за январь 2013 г.
Агентство и его сотрудники наотрез отказываются давать интервью, и ссылаются на недоразумение, недопонимание и ошибку в табеле рабочего времени, отрицают, что агентство хотело скрыть реальное время работы от трудовой инспекции; рабочие же не смогли вновь приступить к работе «из-за вандализма неизвестных на месте работы», что отрицают все остальные работники.
Кристин Алсос говорит, что нет статистики об объёме таких нарушений, однако важным моментом здесь является то, что работодатель и работники имеют здесь общий интерес – заработать как можно больше денег: -«Быть может, румынские работники считают, что 135 крон в час – это всё же больше того, что они могут заработать дома и составляют для них довольно немалую сумму. Это, безусловно, дискриминация по этническому принципу. Если работодатель платит норвежцам одну зарплату, а румынам – другую, то это приведёт к систематической дискриминации по признаку происхождения».