{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Бунт на корабле

2 октября 2014 14:24

Несколько членов экипажа объявили забастовку и голодовку на плавзаводе "Капитан Теплюков". Такого в Камчатском крае не было давно. Что заставило рыбаков пойти на этот отчаянный шаг? Как объясняет происходящее работодатель?

У "Капитана Теплюкова" непростая судьба. Его владелец - ООО "Пымта", некогда входившее в "империю" Алексея Усова. Как и другие фирмы этого "перспективного менеджера", "Пымта" завершила свою историю печально. Задолжав крупные суммы (только долг по зарплате превысил 30 млн рублей), она попала в банкроты. На предприятии введено внешнее управление.

Формально фирма еще существует и остается собственником нескольких судов, которые она передала во фрахт. Судно "Капитан Теплюков" с 2012 года находится в аренде ООО "Лот". В рамках договора бербоут-чартера "Капитан Теплюков" отработал в море летом 2013 года и зимой 2014-го. Обе экспедиции прошли спокойно, без конфликтов с экипажами. Но третий рейс, который длится с июня этого года в Беринговом море, явно не задался.

Экипаж судна - 67 человек. Порядка 25 человек - приезжие, которых "Лот" через кадровые агентства нанял в других регионах страны. Первые волнения на борту начались в августе. На тот момент итоги промысла не радовали. Продукции было произведено немного. Матросы-обработчики (в основном, приезжие), стали высказывать опасения, что заработок окажется меньше чем ожидалось.

Чтобы успокоить людей, "Лот" гарантировал, что независимо от результатов рейса среднемесячная зарплата обработчика составит не менее 30 тысяч рублей. Народ вроде успокоился. Но в 20-х числах сентября на судне вспыхнули новые волнения. Часть рыбаков подписали коллективное письмо, в котором объявили забастовку. Потом некоторые из них сообщили, что поставили подписи под давлением. Другие члены экипажа требовали продолжить рейс и списать бунтовщиков на берег.

21 сентября капитан поставил в известность руководство фирмы, что ряд обработчиков объявили голодовку. Затем пришло заявление от нескольких рыбаков, в котором говорилось, что голодающие приносят к себе в каюту из столовой еду. Ситуация на судне выходила из-под контроля.

"Лот" дал приказ капитану списать в пассажиры тех, кто отказался работать, и следовать в Усть-Камчатск на замену экипажа. Списанные рыбаки доставлены в Петропавловск. Здесь у них есть возможность обратиться в инспекцию по труду, в правоохранительные органы и суд.

Пока компетентные ведомства решают, было ли нарушение трудовых прав или нет, я обратился за комментариями в ООО "Лот". На мои вопросы ответил заместитель гендиректора Сергей Бобров.

- Была ли обеспечена медицинская помощь тем, кто объявил голодовку?

- Как полагается, на судне есть квалифицированный врач, фельдшер. Они обязаны реагировать на такие события. По их словам, в каютах голодающих они видели на столах еду. Ежедневный медосмотр показал, что никто в помощи не нуждался. Повар сообщил, что продолжал готовить для всех 67 членов экипажа.

- Вы обещали экипажу, что по итогам рейса обработчик заработает не меньше 30 тысяч рублей. Но суммы, которые приходили на счета рыбаков, были меньше этой цифры (по 15-17 тысяч). Почему?

- Мы говорим с вами о сдельной заработной плате. Посчитать и выплатить ее можно только по результатам рейса, потому что она зависит от количества произведенной продукции. А до конца рейса остается еще почти полмесяца. Поэтому утверждать, что мы не выполняем своих обещаний, преждевременно как минимум. Те деньги, которые перечислялись членам экипажа за прошедшие месяцы, это гарантированные оклады, предусмотренные трудовым договором.

- Всем ли членам экипажа перечислялись оклады? Они выплачивались без задержек?

- Перечисления с июня проводились ежемесячно. Экипаж провел 3 месяца в море. Соответственно, было 3 перевода. Мы обязаны платить людям до 10 числа каждого месяца. Единственная задержка была с августовскими выплатами. Они поступили на счета работников с опозданием на 8 дней - 18 сентября.

- Когда экипаж получит свою сдельную зарплату, согласно паям?

- В течение 10 дней после окончания рейса мы обязаны начислить людям все, что они заработали в полном объеме.

Еще не было рейса, чтобы обработчики заработали у нас меньше 30 тысяч рублей за месяц, даже в самый неудачный рейс лета 2013 года.

- 30 тысяч - тоже не густо за тяжелый физический труд в море.

- Рейсы бывают разные. Бывает, что люди работают 5 месяцев по 12 часов в сутки. Это действительно тяжелый труд, за который можно много заработать. В зимний рейс 2014 года обработчики зарабатывали на "Капитане Теплюкове" по 60-70 тысяч рублей в месяц.

Первые 3 месяца нынешнего рейса, которые судно провело в море с 16 июня по 15 сентября, нельзя назвать напряженными. Из 90 дней промысловыми были примерно 30. В остальные дни фактически работы не было. Люди спали, ели, смотрели телевизор. Мы не можем платить им за это, потому что деньги из воздуха не берутся.

Во второй половине сентября промысел наладился. Рыбы было много. Можно было хорошо заработать, если бы не саботаж отдельных членов экипажа. Из-за них неделя промысла потеряна.

- Правда ли, что ваша компания продлила рейс, не согласовав это с экипажем?

- Согласно документам промысловый рейс должен был закончиться 26 сентября. Но компания вправе продлить рейс. Было принято решение продлить его до 15 октября, в связи хорошей промысловой обстановкой. Мы не обязаны согласовывать это с экипажем. Единственное условие, которое компания по закону обязана выполнить: длительность рейса не должна превысить 150 дней.

- Правда ли, что вы списали недовольных с судна принудительно, без их согласия?

- Согласно контракту и трудовому договору, которые подписаны всеми членами экипажа, они обязались отработать в течение всего рейса. Те, кто отказался выполнить свои обязательства, были списаны на берег законно. Если они считают, что их права нарушены, пусть обращаются в суд. У нас тоже есть основания подать на них в суд. Эти люди сорвали рейс в благоприятный промысловый период, не дали заработать большей части экипажа, которая хотела работать дальше.

- Правда ли, что вы, списав людей на берег, бросили их на причале в Усть-Камчатске без всякой помощи?

- Когда судно встало на рейд Усть-Камчатска, я встретился с экипажем. 50 членов экипажа выразили желание продолжить рейс. Остальные отказались. На рейдовом катере мы могли забрать с собой на берег только часть отказавшихся. Автобусом их доставили в Петропавловск. Мы разместили их в гостинице. Купили им билеты домой.

Остальным было предложено оставаться на судне до следующего автобуса. Их никто не лишал кают, питания. Тем не менее они стали требовать доставить их на берег. Их требование было выполнено. Эти люди приезжие. В Усть-Камчатске у них нет ни друзей, ни знакомых. Податься им было некуда. Пока мы искали для них общежитие, они разбрелись по Усть-Камчатску. Пришлось их искать, собирать. Но мы этих людей на произвол судьбы не бросали.

Компания купит им билеты на обратную дорогу. Они получат все что заработали. Но как я уже сказал, посчитать их сдельный заработок можно только после рейса, когда будет получена полная судовая отчетность.

- Если это был обычный рейс, почему все-таки возникла такая ситуация на судне? Ведь причина должна быть.

- Те, кто объявил забастовку, приезжие (кроме одного человека). Видимо, они просто не понимали, какой тяжелый труд их здесь ждет. Забастовка была объявлена именно в тот момент, когда началась настоящая работа, шли 12-часовые смены. Возможно, кто-то не выдержал такого режима.

Те, кто не прекращал работать, имеют морской опыт. Они были готовы к рейсу. Поэтому никто из них не жаловался. Примерно 40 процентов экипажа работают на "Капитане Теплюкове" уже третий рейс. Их все устраивает.

- А почему вы нанимаете людей из других регионов, которые не знают, что такое рыбацкий труд?

- Мы были бы рады нанимать тех, кто имеет представление об этой работе. Но на Камчатке морских специалистов и тех, кто желает работать в море, все меньше. Приходится привлекать трудовые ресурсы из других регионов. Кадровым агентствам мы представляем всю информацию об условиях работы, образцы трудовых договоров и т. д. Возможно, они обещают будущим работникам больше, чем мы можем дать, чтобы завлечь людей. Но это не наша вина.

Тех, кто приезжает на Камчатку, мы встречаем, предоставляем общежитие или селим на судне. За свой счет обучаем их технике безопасности, обеспечиваем медкомиссию, стараемся максимально подготовить к рейсу. Но кто-то все равно оказывается морально не готов.

Газета "Камчатский край" продолжит следить за развитием событий. Когда "Капитан Теплюков" завершит рейс, мы попросим ООО "Лот" представить нам данные о заработках экипажа. Тогда и станет ясно, кто в этой истории прав.

Источник: газета "Камчатский край"

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>