{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Продолжительность рейса траулера-свежьевика может быть увеличена вдвое

12 января 2015 15:03

Исландская компания «Fisk Seafood» установила на траулере «Málmey SK 1» новейшее оборудование для первичной обработки и хранения улова. Новое оборудование разработано компанией «Skaginn», в настоящее время проходит процесс патентования, и позволяет в значительной степени автоматизировать процесс обработки и хранения, а также повысить качество рыбы и снизить эксплуатационные расходы. Об этом сообщает FishNet.ru.

«Skaginn» не первый год занимается проблемами обработки рыбы, в частности обеспечением качества продукции. Разработанная в 2010 году система «супер-охлаждения» (Super Chilling) успешно применяется на береговых предприятиях при производстве охлажденного филе трески и лосося.

Ничего принципиально нового компанией не изобретено. Совершенно очевидно, что чем быстрее производится охлаждение рыбы, тем медленнее происходит процесс автолиза (самопереваривания) под действием собственных активных ферментов.  В связи с этим «Skaginn» внедрила дополнительную промежуточную операцию.  Филе рыбы, после промывания помещается на покрытый тефлоном алюминиевый транспортер, проходящий через охлаждающий туннель. Конструкция транспортера, состоящего из отдельных сочлененных элементов с хладагентом  внутри, запатентована компанией.

Температуры транспортера минус 8 град. по Цельсию. В туннеле температура воздуха около минус 2 градусов. Продукт находится в туннеле примерно 5 минут в зависимости от размера филе. Предварительно филе проходит через жидкий лед с содержанием соли 2,5%, для того, чтобы продукт не замерз в туннеле.  На выходе филейки получаются плотные, что позволяет уменьшить потери при обесшкуривании и дальнейшей обработке и упаковке. При этом процесс автолиза замедляется, поскольку температура в толще продукта примерно минус 1 градус.

Однако, если рассматривать всю цепочку производства, начиная с вылова рыбы, то конечное качество продукции в первую очередь зависит именно от «морской части» процесса. Передержанное сырье не исправить никаким «супер-охлаждением».

Установленное в декабре 2014 года оборудование на траулере «Málmey SK 1» позволяет решить эту проблему. «Skaginn» разработала уникальную ротационную установку, совместив в ней обескровливание рыбы с двумя ступенями охлаждения.

Потрошеная с головой треска поступает в первую секцию ротора, где происходит сток крови при температуре +2 градуса. Объем секции 300 кг. Обескровливание занимает 10 минут. Затем рыба попадает последовательно во вторую и третью секции ротора. Температура там минус 4 и минус 8 градусов соответственно. Охлаждение до минус 1 градуса занимает 50 минут, после чего рыба помещается в емкости для хранения.

Такая технология позволяет полностью отказаться от использования льда при хранении. Продолжительность рейса судна увеличивается с обычных 2-3 до 5-6 дней, что значительно улучшает экономические показатели работы судна. Сокращается  количество операций по обработке рыбы на борту, упрощается процесс взвешивания и сдачи рыбы в порту.

 

{{countTopicsText}}
Александр Николаев
15 января 2015 06:36
Приветствую Всех!

Примечательно то, что на траулере "Malmey", построенном в 1987 году на верфи " Flekkefjord Slipp & Maskinfabrikk AS", до модернизации, было установлено морозильное оборудование, и оборудование для обработки белой рыбы, включая
один туннельный IQF морозильный аппарат производительностью 10 тонн по филе в сутки, один вертикальный плиточный морозильный аппарат производительностью 6,4 тонны в сутки для прилова и 4-ре горизонтальных плиточных аппарата общей производительностью по филе 64 тонны в сутки.

Сейчас это судно полностью переоборудовано в вариант для производства охлажденной белой рыбы (треска, пикша, прилов), судовое технологическое оборудование для глубокой переработки рыбы, включая морозильное - демонтировано.

Сегодня, в Исландии активно развивается концепция перемещения глубокой переработки рыбы с борта судна на берег, основная причина этого, то, что "рамки" судна не позволяют эффективно произвести более качественный и востребованный на рынке продукт.

Для новой концепции в "рамках" судна, отводится задача - поставка на берег сырья высокого качества при минимальных производственных издержках.

Переоборудуются не только суда "морозильщики", но и закладывается строительство новых судов "охлажденщиков", 
так, к примеру исландская компания "HB Grandi" планирует построить уже в 2016 году два судна и третье в 2017 году, первое из трех, это будет "Engey RE", проектированием рыбофабрики которого занимается сегодня компания "Skaginn".

Быстрое охлаждение и поддержание температуры продукта является ключем к повышению качества и увеличению сроков хранения конечной, готовой продукции.

Теоретические основы применяемого охлаждения от "Skaginn", можно прочитать в советских учебниках, к примеру, подробно это описано в популярном среди рыбных технологов, издании 1975 года, "ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ВОДНОГО СЫРЬЯ", под редакцией И.В. Кизеветтера, всего 696 страниц, об охлаждении с 192-ой по 222-ую страницу.

Как говорится, технический прогресс развивается по спирали и сегодня технологии обработки металла, плюс информационные технологии, позволяют поднять обработку рыбы на новый уровень, как говорят в компании "Skaginn" - мы все больше и больше используем так называемое "техническое зрение" для автоматизации производственных процессов, включая дозирование, контроля качества и отбраковки, например поврежденной рыбы, и т.д.

Возвращаясь к решениям "Skaginn" на судне "Malmey", в двух словах можно отметить следующее -
установленный комплекс технологического оборудования включающий систему обескравливания, системы охлаждения и супер-охлаждения, позволяют растянуть во времени состояние рыбы в стадии окоченения, что соответственно увеличивает сроки хранения, а также важно то, что в процессе хранения охлажденной рыбы в трюме судна, может не применяться лед.

О системе обескравливания и охлаждения исландской компании "3X Technology" ( "3X" входит в "Skaginn"). 

Эта система разработана  и запатентована "3X Technology" совместно с "Matis" – Исландским Институтом Продовольствия и Развития Биотехнологий. 

Основные преимущества системы:

1. Контроль процесса и времени обескравливания (управление компьютером), 
непрерывное и равномерное обескравливание всей рыбы.
2. Увеличение сроков хранения охлажденной рыбы.
3. Мясо рыбы получается белого цвета -  выше качество и цена.
4. Контролируемый процесс окоченения при охлаждении.

Системы обескравливания и охлаждения "3X Technology" установлены более чем на 30 судах в Исландии, Канаде, Норвегии, Фарерских о-вах, Южной Африке.
 
Отзывы очень положительные. В Исландии и Канаде рыба с судов, на которых установлена эта система, пользуется повышенным спросом и продажная цена выше.

В заключении, хочется сказать, что, в дополнение к высокотехнологичному оборудованию, интерес представляет и организация процесса добычи рыбы, что в конечном итоге также сильно влияет на качество, так, к примеру на вышеупомянутом новострое "Engey RE", предусмотрено два рыбных бункера для сырья, вместимостью до 12 тонн каждый,
это при планируемом суточном вылове в 100 тонн и вместимости трюма около 200 тонн, (635 пластиковых, 640-литровых контейнеров, в каждый загружают рыбы по 300 кг), на мой вопрос о велечине технологического улова, получил ответ - 8 тонн.  Наверное есть над чем задуматься, в особенности по уловам "от слипа до лебедок".

И в дополнение можно посмотреть все здесь:  для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите   и  для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите

С уважением,
Александр Николаев
Александр Макаров
15 января 2015 09:42

Приветствую, Александр! Очень интересно. А можно как-то оценить возможные масштабы применения таких технологий на Северном бассейне с учетом особенностей береговой инфраструктуры и расстояний до районов промысла. Какую охлажденную продукцию можно делать для розничных сетей? Можно ли организовать экспортное производство, как это делают исландцы.
Александр Николаев
15 января 2015 15:39
Приветствую Александр и всех на форуме!

В рамках исландской, судовой технологии, отмеченной выше, на выходе охлажденный полуфабрикат,
это треска, пикша и т.д., потрошеная с головой. 

Дальнейшая переработка на берегу позволяет сделать любую, востребованную продукцию на рынке,
в том числе и для розничных сетей. Соответственно охлажденной, из партии сырья, сроки хранения которого вписываются
в логистику до прилавка магазина и без проблем, хоть из всей партии-поставки - мороженой в ритейл-упаковке...

В идеале, к чему подошли исландцы, при удачной рыбалке, судно доставляет в короткие сроки
полуфабрикат на берег, который перерабатывают при температуре около - 1 градуса С в продукте,
на всех этапах производства, основная часть конечного продукта, так и остается в охлажденном
варианте для конечного покупателя, и только небольшая часть, обычно это хвостовые и брюшные части от обесшкуренного филе, замораживаются в IQF морозилках и т.д..  

Для северного бассейна, с учетом особенностей береговой инфраструктуры, расстояний до районов промысла,
соотношение на выходе между охлажденным и мороженым продуктом, может быть сдвинуто в сторону мороженой от идеальной, исландской концепции. 

В любом случае, это соотношение всегда будет динамичным и зависеть от условий промысла, рыбалки,
условий рынка, условий сетевых магазинов в том числе.   Сегодня, для охлажденного продукта "сетям" необходимо минимум 5-ть дней, плюс необходимо решить вопрос с возвратом и дальнейшего использования продукта с критическими сроками хранения.  

А в принципе, это все было у нас в СССР, только на другом "витке" спирали технического прогресса, 
в те времена небыло понятий "прибрежка" и  т.д.,  можно привести пример судна проекта 1332,
типа «Баренцево море», посольно-свежьевой траулер (ПСТ), 59 метров. 
61 судно было построено в Клайпеде на судостроительном заводе "Балтия". 
Только в Мурманском траловом флоте работало 28 судов этого типа, которые обеспечивали сырьем-полуфабрикатом плавбазы, береговые рыбокомбинаты СССР, позже фабрики Норвегии, еще позже на очередном витке прогресса, рыбокомбинат "Норд-Вест" в Мурманске, это если я не ошибаюсь 1989 год, "Норд-Вест" сразу стал экспортировать мороженое филе.
С 1991 года, Мурманским траловым флотом было положено начало переоборудования судов этого типа из варианта
ПСТ в морозильный вариант, первенец, это МГ-1329 "Краснокаменск".  Сегодня нет ни одного работающего судна этого проекта в варианте свежьевика, причина в тех, старых технологиях, соответственно в низкой эффективности при больших производственных издержках.

Поэтому, длинно отвечая на твой вопрос, Александр, мое мнение, что применить исландские технологии к нашим,
Российским условиям можно!

С уважением,
Александр Николаев 
Александр Макаров
15 января 2015 16:36
Очень интересно, а можно ли говорить примерно в процентах о сокращении издержек при такой схеме или о повышении рентабельности?
Александр Николаев
15 января 2015 17:37
Даже нужно начинать говорить в цифрах по любому начинанию, для каждого случая, как правило свои условия и свои исходные данные, специалистам принцип технологии должен быть понятен из всех предоставленных источников, поэтому кому надо разберутся или зададут конкретные вопросы.

С уважением,
Александр Николаев.
Сухов Вячеслав Юрьевич
19 февраля 2015 14:02

По сообщению судовладельца за последний рейс (5 суток) судно добыло 160 тонн, преимущественно трески. Технология "супер-охлаждения" при хранении без льда работает. Качество, говорят, - супер!  8-ми дневную пикшу приняли на аукционе как ярусную, что для этой, капризной к хранению рыбе, не плохой результат.

Прикрепленный файл - IMG_0641
Сухов Вячеслав Юрьевич
19 февраля 2015 14:03
Забыл прикрепить еще один файлПрикрепленный файл - IMG_0671
Кулик Роман Петрович
19 февраля 2015 18:00
Рыбаки на Северном бассейне к сожалению не заинтересованы в применении подобных технологий.  Очень жаль. 
На последнем рыбхозсовете в Мурманске руководителям рыбоперерабатывающих фабрик предложили перерабатывать - курицу или ламинарию. Да и обвинили в том что они вообще на берегу фабрики построили. Вот такие вот дела. Самое странное было наблюдать, что подобную позицию поддерживает руководство области.
Александр Макаров
21 февраля 2015 14:14
Получается, что руководство области хочет чтобы берег обезлюдел, а глубокая переработка была за границей((
Кулик Роман Петрович
24 февраля 2015 01:38
Ну, Сифуд Рус в Териберке уже закрылся, точнее собственник занялся его консервацией.  А это было самое современное производство, ничем не хуже исландских/фарерских/норвежских.
Зы основная проблема - наличие сырья по адекватным ценам ( хотя бы на уровне цен на сырье для норвежских береговых фабрик). 

Кулик Роман Петрович
24 февраля 2015 01:41
А это фильм о судне "Российоки" - которое возило охлажденку на фабрику в Териберку. Очень душевно снят.
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Кулик Роман Петрович
20 февраля 2015 21:10
Хороший документальный фильм про норвежских рыбаков
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Вячеслав
23 февраля 2015 20:27
Развитие потребления охажденной морской рыбы на европейской части России продвинулось сильно в течении последних шести лет , за этим процессом пристально наблюдает вся страна , включая Россельхознадзор , который не может уже остановить этот процесс. У нас нематоды в живом виде запрещены , а в Европе , Японии и странах тихоокеанского региона разрешены и  имеют чисто моральные ограничения " не должно быть видно" , все понимают , что охлажденная рыба намного полезнее и вкуснее , а потреблять ее необходимо после температурной обработки. Поражение нематодами в Баренцевоморской рыбе 95% и уже 6 лет никто не болеет. Все знают и молчат ,а хлопнуть уже нельзя. Народ вкус крови попробывал, бизнес рухнет если запретить еще на 25 лет.
Вопрос к Николаю Александровичу- Рассматривается ли вопрос о развитии технологий на Дальнем востоке, который еще спит по охлажденке , но думаю не долго осталось ,через 5-6 лет там будет бум!
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>