Архангельский тралфлот развивает доковое и судоремонтное производство | Эксклюзивное ФОТО
Маймаксанская судоверфь - база технического обслуживания Архангельского тралфлота - уверенно возвращается на рынок: график работ расписан на несколько месяцев вперед. В 50-е годы прошлого века судоверфь была известна далеко за пределами СССР. В начале 90-х предприятие вошло в состав тралфлота как база техобслуживания (БТО) и, пережив с ним не один кризис, к концу 2013-го оказалось на грани развала. Николай СОЛОМЕННИКОВ, пришедший руководить БТО по приглашению нового собственника АТФ, с удивлением обнаружил, что здесь есть все для эффективной работы. Об этом сообщает bclass.ru.
Основной задачей БТО на протяжении последних двух десятилетий было междурейсовое обслуживание судов Архангельского тралового флота. Однако денег у АТФ катастрофически не хватало и суда ремонтировались по принципу: «подлатали – и в море». Без серьезных поломок обходилось только благодаря усилиям судовых механиков – недофинансирование базы техобслуживания неизбежно сказывалось на качестве работ.
«Было пусто и грустно»
То, что оптимизацию функционирования береговых подразделений АТФ провести необходимо, сомнений не вызывало. Казалось бы, есть все резервы для развития предприятия: доков, близких к порту Архангельск, и сейчас только три (док БТО, док «Красной кузницы» в Соломбале и Лайский док, возможности приемки судов в котором объективно ограничены) - вот вам курица, способная нести золотые яйца. Ищите заказы, подключайте своих специалистов и зарабатывайте... Однако на тот момент не сложилось.
«К тому времени, когда решался вопрос о смене собственника, многие квалифицированные специалисты БТО ушли с предприятия: не видели перспектив, устали месяцами сидеть без зарплаты, - рассказывает начальник базы технического обслуживания Архангельского тралового флота Николай СОЛОМЕННИКОВ. - Возможно, имели место просчеты менеджмента, поскольку ориентировались исключительно на ремонт своих судов. Привлеченных заказов практически не было».
В последние годы перед приватизацией - покупкой пакета акций находившегося в государственной собственности АТФ компанией «Вирма» (Северо-Западный рыбопромышленный консорциум) - док сдавался в аренду. И мало кто сомневался, что у БТО нет перспектив и от этого направления работы тралфлоту в конечном итоге придется отказаться.
«Когда я пришел сюда, на причалах было пусто и грустно. Заработная плата специалистов на производстве не превышала 15 тысяч рублей в месяц. На ремонт вставало в лучшем случае два-три судна в год. Сейчас, кстати, за полтора года док принял уже более тридцати судов, - отмечает Николай Соломенников. - Мы приехали сюда с серьезными намерениями и надолго. Мне новым руководством была поставлена задача наращивать объемы производства и пропорционально увеличивать количество рабочих мест».
Сегодня в цехах и доке работают 84 человека - почти в полтора раза больше, чем до приватизации АТФ. По отзывам Николая Соломенникова, в БТО стала охотно идти молодежь (а это уже показатель!) - дня не проходит без звонка с вопросами о вакансиях. Заработная плата поднялась до конкурентоспособной, в том числе в сравнении с ведущими предприятиями отрасли в регионе.
В длину и в глубину
«Когда я приехал в Маймаксу, то с удивлением обнаружил, что капитальные вложения в производство, конечно, требуются, но не так чтобы срочно - их можно распределить на оптимальное для АТФ время, - продолжает Николай Соломенников. - В цехах имеется уникальное оборудование, позволяющее выполнять весь комплекс судоремонтных работ. У БТО есть своя кузница, ацетиленовый, литейный цеха, радиотехнический центр, конструкторское бюро. Ходил по территории и радовался тому, что мы и в современных экономических реалиях можем предложить судовладельцам не меньший спектр услуг, чем коллеги из Мурманска».
Инвестиционная политика, разработанная новым руководством Архангельского тралового флота, рассчитана на параллельное развитие всех направлений производства. В рамках этой политики в 2015 году на БТО началось обновление оборудования в цехах, сделан ремонт причальной линии - 150 метров из 359. На эти цели направлено более 30 млн рублей.
Для очистки корпусов судов вместо пескоструйных машин, от которых за рубежом уже отказываются, куплена гидроструйная: аппарат высокого давления (до 500 бар), позволяющий качественно удалять старую краску без применения абразива.
На 2016 год запланирован ремонт остальных причалов, покупка передвижного крана, продолжение ремонта цехов и складов, приобретение высокотехнологичного оборудования.
«Ряд инвестиционных проектов уже реализован. В частности, проведены дноуглубительные работы. Новая стратегическая задача - увеличение длины и, соответственно, грузоподъемности дока, - поясняет заместитель начальника базы технического обслуживания Архангельского тралового флота по коммерческой работе Иван КИБИРЕВ. - Сейчас мы можем принимать суда длиной до 85,5 и осадкой до пяти метров. После завершения реконструкции причальной линии БТО будет готова ремонтировать суда длиной уже до 100 метров: это позволит повысить востребованность услуг АТФ на рынке. Кстати, из 32 судов, прошедших у нас докование за последние полтора года, только шесть направил непосредственно тралфлот. Поступают заказы от других судовладельцев Архангельской области, от мурманчан, в августе заходило судно с портом приписки Санкт-Петербург. Именно к нам в июле обратились за помощью владельцы частной норвежской туристической яхты «Хавелла», потерпевшей аварию в Белом море. Как и рыбный порт Архангельского тралфлота, мы работаем круглогодично».
Нет конкурентов - есть партнеры
По словам Ивана Кибирева, БТО успешно выполняет ремонт судов как частных, так и государственных компаний, например Росморпорта и ФГУП «Гидрографическое предприятие», и «спокойно уживается с «Красной кузницей».
«Я бы не стал называть базу техобслуживания АТФ и «Красную кузницу» конкурентами. Это наши партнеры, с которыми сегодня мы восстанавливаем судоремонтный рынок в Архангельской области, стараясь предоставлять качественный сервис, - добавляет Иван Кибирев. - Территориально доковое производство АТФ расположено очень выгодно: близко к приемному бую реки Северная Двина. Мы и судоремонтники, и владельцы дока, и судовладельцы в одном лице - а значит, хорошо понимаем потребности заказчика и можем предложить ему весь спектр услуг. И, пожалуй, никто в регионе не имеет такого опыта ремонта траулеров и оборудования для рыбодобычи».
В августе на ремонте в БТО стояли два нефтегазовых судна, готовили к очередному рейсу траулер «Ачинск».
Это судно в свое время стало для нас знаковым - первым, на котором после приватизации предприятия был выполнен «классовый» ремонт, - вспоминает Николай Соломенников. - Все как будто наблюдали - справимся или нет. Рынок судоремонтных услуг не такой уж большой, все всех знают. И вот после «Ачинска» заказы пошли... С начала 2014 года мы не получили ни одной рекламации - только положительные отзывы, в том числе от Северного морского пароходства, специалисты которого отмечают, что такого спокойного судоремонта не видели с советских времен».
В перспективе БТО сможет принимать и иностранные суда, добавляет Иван Кибирев.
«Сейчас мы ориентированы на российских судовладельцев, - уточняет он. Мы предлагаем услуги по техническому управлению флотом. Системный подход избавляет судовладельца от необходимости «бегать по рынку»: механико-судовая служба заказчика совместно с нашими специалистами составляет оптимальный график ремонтов, соответствующий графику выходов в море, и компания уже ориентируется на гарантированные договором сроки выполнения работ. Партнеров приглашаем в Архангельск, чтобы они на месте посмотрели все, чем мы располагаем».
Руководство АТФ рассматривает доковое и судоремонтное производство в числе приоритетных направлений развития предприятия.
«Мы сработали «в плюс» уже в первый год, и сейчас продолжаем развиваться», - подчеркивает Николай Соломенников.
К слову, руководитель БТО, назначенный новым владельцем АТФ, оказался старым знакомым тралфлотовцев: российско-норвежская компания, в которой он работал, занималась ремонтами и модернизацией судов для АТФ - «Капитана Горбачева», «Клинцов», «Ветлуги», «Ачинска». И капитаны, и механики о нем отзываются одинаково: профессионал.
«Когда у предприятия нет заказов - это ошибки руководства, за которые оно и обязано нести ответственность, - считает Николай Соломенников. - На коллективе это отражаться не должно. Наши работники уверены в том, что зарплату получат вовремя. И мы делаем все, чтобы корабли в док приходили».
Иван КИБИРЕВ, заместитель начальника базы технического обслуживания АТФ по коммерческой работе:
- Мы надеемся участвовать во всех проектах, связанных с развитием Севморпути: это проекты будущего и для Архангельской, и для Мурманской областей. Удобно расположенная база ремонта - неотъемлемое звено любой транспортной логистической цепочки.