Cеледка из Бреста больше не скрывает свою «родословную». Тайны производства
Поводом для визита во владения брестской компании «Санта Бремор», известного в стране производителя рыбной продукции, стало недавнее подписание ею соглашения о сотрудничестве с Норвежским Комитетом по рыбе. Это дало право выпускать и реализовывать продукты под логотипом «Norge» — норвежским рыбным «знаком качества». Первый бренд с новой маркировкой — сельдь «Матиас». Об этом сообщает interfax.by.
Обозреватель портала www.interfax.by узнал, из какого сырья и каким образом производят данную продукцию, а также развеял некоторые стереотипы, касающиеся тонкостей производства рыбных деликатесов.
Селедка — это не карп, и в Беларуси она не водится. «Санта Бремор» работает с сырьем из нескольких стран, но для продукции под брендом «Матиас» рыба поступает из Норвегии.
Вернее, не вся рыба, а замороженное филе в блоках, запечатанное под вакуумом. Оно поступает из Норвегии в порт Клайпеды, а затем, в основном в рефрижераторных секциях, следует до Бреста.
Кстати, по словам главного технолога СП «Санта Бремор» ООО Елены Горошко, в нашей стране на протяжении многих лет ходит миф о том, что сельдь без костей, которую мы видим на прилавках, получается в результате обработки рыбы кислотой. Это не так, говорит специалист. Рыбу с помощью специальной машины разделывают в стране-поставщике сырья, филе привозят в Беларусь уже без внутренностей, головы и костей. Последние, если где и остаются, то размягчаются по ходу приготовления готового продукта — с помощью маринада и соли.
Один из цехов предприятия «Санта Бремор» ежесуточно готов принять для дальнейшей переработки до 100 тонн рыбы.
Замороженное филе подвергается разморозке. Аккуратно, паром, по специальной программе и в специальных камерах.
Как сообщила в ходе экскурсии по производству ведущий инженер-технолог компании Ирина Тарасюк, на то, чтобы после минус 18 градусов сырье приобрело температуру минус 1 градус, уходит около 10 часов.
Затем филе поступает на конвейер, где процесс не обходится без ручного труда. После извлечения из пакетов каждую «филейку» нужно развернуть, чтобы впоследствии все куски как следует промариновались.
После промывки в воде сельдь поступает в емкости с рассолом. Для каждого вида продукции состав рассола, как нетрудно догадаться, свой.
Рыба тщательно перемешивается с посолочным раствором и по конвейеру попадает в камеру созревания. Здесь ей предстоит доходить до кондиции в течение трех суток. На протяжении этого срока она еще будет неоднократно подвергаться перемешиванию.
Небольшое отступление. Должны разочаровать скептиков, полагающих, что подобное производство чересчур грязное и вонючее. Ничего подобного, если использовать современные технологии и оборудование. Как сообщил позже директор СП «Санта Бремор» ООО Сергей Недбайлов, только в 2015 году около Br25 млрд вложено в обновление оборудования, чтобы не только автоматизировать, процесс, но и удешевить производство в условиях жесткой конкуренции и нестабильности на рынке. Оборудование для «рыбного» производства закупается импортное: в Беларуси ничего подобного не производится.
Но мы отвлеклись. Емкость с уже просоленной рыбой поступает в цех обесшкуривания. Здесь также используется ручной труд, и вот почему: человеческие руки снимают шкуру с рыбы намного более аккуратно и нежно, нежели техника.
Вручную изготавливается и иная продукция из филе сельди — к примеру, рулетики с корейской морковью и морской капустой.
Затем следует взвешивание рыбы, и одинаковые порции поступают на упаковочную машину.
Далее — дело техники: после формирования порций оборудование запечатывает филе под пленку, предварительно «снабдив» соответствующей заливкой. Специалистам «на выпуске» остается только принять готовый продукт, оценить качество работы коллег и упаковать товар.
Готовые изделия, расфасованные в коробки или иным способом, ожидают отправки на складе готовой продукции. Насколько смог понять обозреватель портала www.interfax.by, товар на складе не залеживается. Это же подтвердили и представители руководства компании: конец осени и начало зимы — «высокий сезон»: перед новогодними праздниками производитель должен четко следить за возрастающими запросами торговли и успевать вовремя поставлять товар ближе к конечному потребителю.
Итак, с тонкостями производства мы более-менее разобрались — на потребительском уровне, разумеется. А что дает производителю маркировка филе сельди логотипом «Norge»?
— Мы первыми на постсоветском пространстве, еще в 1997 году, начали выпускать разделанное филе сельди в вакуумной упаковке, — напоминает Сергей Недбайлов. — На собственном многолетнем опыте убедились в высоком уровне партнерства норвежских производителей сырья и высоких стандартах поставляемой ими продукции. Компания «Санта Бремор» поставила цель завоевать статус продукта «норвежского качества», нанося товарный знак «Norge» на упаковку. Норвежский Комитет по рыбе, занимающийся согласованием кандидатур экспортеров и являющийся единым органом контроля качества «своей» рыбы на национальном и международном уровнях, в свою очередь, заинтересовался Беларусью.
По словам директора компании «Санта Бремор», аудит производственного процесса в Бресте был проведен международной аудиторской компанией Bureau Veritas. Главным требованием норвежцев было наличие надежной и доступной для контроля системы отслеживания сырья при выпуске продукции, маркируемой логотипом «Norge». Подтверждение об успешном прохождении аудита было получено в 2014 году. А в октябре 2015-го «Санта Бремор» и Норвежский Комитет по рыбе подписали соглашение о сотрудничестве и выпуске сельди «Матиас» со знаком «Norge».
— Это означает примерно то же самое, что официальная регистрация отношений людей, много лет проживших в гражданском браке, — комментирует Сергей Недбайлов. — Фактически мы «поженили» торговую марку «Матиас» и знак качества «Norge».
Кстати, бизнес-сотрудничество компании «Санта Бремор» с Норвежским Комитетом по рыбе осуществляется только на рынке Беларуси. Таким образом, брестский производитель не рассчитывает на некие преференции при экспорте сельди за рубеж.
Норвежцы же благодаря появлению на белорусском рынке «селедочного» «знака качества» надеются на то, что наши потребители активизируют потребление рыбной продукции.
— Сельдь в Беларусь поступает прекрасная, — говорит менеджер по вопросам развивающихся рынков Норвежского Комитета по рыбе Ингрид Даль Скарстейн. — Ее вылавливают в октябре-ноябре, когда у этой рыбы максимально высокие потребительские качества. Мы хотим подтолкнуть белорусских покупателей, особенно молодежь, к более активному потреблению сельди. Наш «знак качества» призван напомнить, что это высококачественный натуральный продукт.