Первый и последний рейс Горизонта
Это произошло ровно 40 лет назад 25 ноября 1975 г. Осенью 1975 г. в Ленинграде проходила международная выставка "Инрыбпром-75", где одним из экспонатов впервые было показано отечественное судно- БАТ "Горизонт"1, (порт приписки судна - г. Мурманск) первое из серии18 однотипных, заказанных Минрыбхозом СССР для Мурманского тралового флота. Судно было построено на Николаевском судостроительном заводе "Океан". После окончания выставки судно отправилось в свой первый промысловый рейс. Об этом сообщает fishkamchatka.ru.
Судно промышляло в группе судов "Севрыбы" и за свою короткую историю успело выловить небольшое количество ставриды и скумбрии, отбуксировать МБ-121 с намоткой трала во французский Брест.
На траверзе мыса Старт недалеко от Плимута в проливе Ла-Манш Горизонт производил траление со скоростью 3,5 узла. В 16 ч 50 мин одно из судов, шедших параллельным курсом с траулером, неожиданно изменило курс почти на 90о и, не обращая внимания на предупредительные сигналы нашего судна, на полном ходу (скорость его была около 20 узлов) таранило "Горизонт" в левый борт. На траулере почти мгновенно отключилась звуковая сигнализация, судовая трансляция, судно было обесточено. Не смотря на борьбу за живучесть судно медленно оседало на корму.
Положение судна ухудшалось, и в 19 ч 30 мин капитан дал приказание об оставлении судна экипажем, кроме аварийной партии, которая еще некоторое время пыталась ограничить распространение воды. К 20 ч 45 мин с судна был эвакуирован весь экипаж. Последними уходил капитан и 5 моряков.
Уходящее в воду судно окружила большая группа судов "Севрыбы" и "Запрыбы" и в свете почти сотни прожекторов кома скрылась под водой и на глубине.Старший помощник, а за ним и капитан прыгали с судна, уже становившегося вертикально и уходившего под воду. Корма судна легла на грунт (глубина воды в месте аварии 52 м), а над поверхностью воды осталась видна носовая оконечность.
Прошло еще около 6 суток, прежде чем носовая оконечность окончательно исчезла с поверхности воды.
Впоследствии выяснилось, что таранившее Горизент судно т/х "Ифни", только что построенное для Марокко в Норвегии, после сдаточных испытаний шло в порт приписки Касабланка. Судно шло на авторулевом (как потом оказалось, не вполне исправном).
В период с 1974 по 1984 г. на судостроительном заводе 'Океан' в Николаеве было построено 18 траулеров этого типа. Треть судов этого типа была утилизирована в 90х. К 2005 году часть оставшихся траулеров была продана за границу, а остальные переоборудованы в транспортные рефрижераторы.
Автор этих строк руководил рыбопоисковыми работами на борту МБ-121 "Кивач", и когда начался промысловый совет первым объявил группе об аварийной ситуации.