Глубокая переработка рыбы в море – общая тенденция российского рыболовства
Российская рыбная промышленность интегрирована в мировую экономику еще с советских времен. Все, что происходит у нас, особенно в отношении товаров, составляющих не просто основу российского экспорта некоторых видов морепродуктов, но и заметную часть их мирового производства и оборота, всегда интересовало иностранных партнеров и конкурентов. Зачастую их мнение более объективно и профессионально, чем сформировавшиеся в России стереотипы. Об этом сообщает Fishnet.ru.
На прошлой неделе Вице-президент британского отделения Ocean Trawlers, торговой компании, входящей в группу «Карат», рассказал порталу Андекаррент Ньюз о некоторых планах группы. В частности, господин Sturlaugur Haraldsson сообщил о переоборудовании одного из семи ярусоловов компании на Дальнем Востоке для производства проложенного филе тихоокеанской трески с поставкой на европейский рынок. Первый, пробный контейнер ожидается уже в июне.
Действительно, в базовой комплектации среднего ярусного морозильного судна типа «Антиас» не было филетировочного оборудования, что довольно странно. Суда строились в Германии с 1991 по 1994 гг. и оснащались только головорубами BAADER, тогда как в это же время некоторые российские судовладельцы уже устанавливали на СРТМах советской постройки филетировочные линии, в том числе и для тихоокеанской трески.
Утверждение о том, что российские компании на Дальнем Востоке никогда не производили проложенное филе трески, вряд ли соответствует действительности. Но поставка этой продукции на европейский рынок действительно можно считать событием. После прохождения сертификации промысла Морским попечительским советом (MSC), возможности Карата на европейском рынке будут значительно расширены, в связи с чем группа планирует провести дооборудование второго судна.
Также по словам представителей Ocean Trawlers, группа в ближайшее время запускает проект по производству филе атлантической трески на новом береговом предприятии в Мурманске. Для снабжения предприятия сырьем переоборудованы два судна, ранее выпускавших мороженную б/г продукцию. Использованы новейшие исландские технологии по сохранению уловов (Super Chilling), позволяющие увеличить продолжительность рейсов судов, что имеет важное значение при значительной удаленности районов промысла от Мурманска. В начале января 2015 года Fishnet сообщал о начале практического использования исландцами новых технологий в судовых условиях.
Карат является одним из крупнейших мировых держателей квот трески и пикши. За последние годы соотношение выпуска потрошеной б/г продукции к выпуску филе компаниями, входящими в группу изменилось кардинально. Если 5 лет назад 80% приходилось на потрошеную б/г рыбу, то сейчас 90% сырья направляется на производство филе.
В принципе это общая тенденция для всего Северного бассейна. Совсем недавно об этом сообщал исландский портал Маркофиш на примере российского экспорта в Великобританию.
На Дальнем Востоке Карат оперирует сейчас семью судами-филетеровщиками, тогда как пять лет назад было всего одно судно. Выпускают блоки филе минтая PBO и PBI, но могут производить проложенное филе, как утверждают представители Ocean Trawlers.
В целом на Дальнем Востоке «Карат» не является каким-то исключением. Тенденция увеличения выпуска филе минтая и сельди характерна для всех крупных компаний – держателей квот. Так, например, ПАО «Океанрыбфлот» - крупнейший обладатель квот минтая в регионе - за последние 5 лет модернизировал фабрики на 10 из 15 своих судов. Сейчас четыре судна способны выпускать филе сельди, очень востребованной продукции у производителей пресервов, и пять – филе минтая. Генеральный директор Океанрыбфлота Е.А. Новоселов в начале ноября прошлого года сообщил, что только на российский рынок с начала 2015 года компания поставила около 20 тыс. тонн филе.