Супермаркеты демонстрируют успехи в борьбе с инфляцией
Продовольственный ритейлер X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») опубликовал очередные данные расчета индекса «Пятерочки» — своеобразного альтернативного показателя инфляции в отдельно взятой ритейловой сети. Апрельский «отрыв» стоимости минимальной корзины X5 и Росстата составляет уже более чем 1,5 раза. Вероятно, индекс в максимальной степени иллюстрирует не столько успехи сетевого ритейла, сколько глубину кризиса в несетевой торговле.
Апрельские данные (индекс «Пятерочки» публикуется с существенным опозданием, в конце июня X5 Retail Group опубликует показатели цен за май) показывают, что стоимость продовольственного набора по минимальным ценам торговой сети уже десять месяцев ниже средних показателей Росстата в 1,5–1,75 раза. В апреле для европейской части РФ и Урала она составила 2017 руб., для Москвы 2657 руб., для Санкт-Петербурга — 2914 руб. Индекс публикуется X5 ежемесячно с октября 2015 года и учитывает динамику цен на условный (минимальный) набор продуктов и соотношение его стоимости, рассчитанной по средним ценам в магазинах торговой сети «Пятерочка» со стоимостью условного (минимального) перечня продуктов, рассчитываемой Росстатом. При этом для простоты восприятия за 100% принят показатель Росстата, индекс «Пятерочки» показывается как доля этих 100%, а методология индекса «Пятерочки» верифицирована статведомством.
В основу расчетов положены розничные цены торговой сети «Пятерочка», обеспечивающей более 70% товарооборота компании X5 Retail Group в более чем 7400 магазинах сети. На основе данных о ценах в торговой сети «Пятерочка» X5 Retail Group формирует данные о стоимости условного (минимального) набора из 33 продуктов питания, определяемого в соответствии с приложением 3 к приказу Росстата №733 от 30.12.2014.
В апреле стоимость продовольственного набора в целом по России, по данным Росстата, составила 3678 руб. (+23 руб. к марту). Стоимость аналогичного продовольственного набора по средним ценам «Пятерочки» для европейской части России и Урала в апреле была равна 3657 руб. (+21 руб. к марту). Таким образом, индекс «Пятерочки» для европейской части России и Урала составил 99,4%, продемонстрировав снижение на 0,1 процентного пункта по отношению к предыдущему месяцу. В Москве стоимость набора Росстата составила 4430 руб. (+56 руб. к марту), стоимость продовольственного набора по средним ценам «Пятерочки» — 3863 руб. (+39 руб. к марту). Индекс «Пятерочки» для Москвы в апреле составил 87,2% (на 0,2 процентного пункта ниже мартовского показателя). В Санкт-Петербурге стоимость набора Росстата составила 4475 руб. (+58 руб. к марту). Стоимость продовольственного набора по средним ценам «Пятерочки» составила 4218 руб. (+46 руб. к марту). Индекс «Пятерочки» для Санкт-Петербурга — 94,3% (–0,2 п. п. к марту).
Сдерживанию роста стоимости продовольственного набора «Пятерочки» по средним ценам в апреле способствовали «продукты-драйверы», которые были представлены в торговой сети по ценам ниже среднероссийских: сахар (–13%), яблоки (–13%), питьевое молоко (–13%), горох и фасоль (–17%), охлажденные и мороженые куры (–21%), подсолнечное масло (–30%). В целом, рост стоимости продовольственной корзины в «Пятерочке» происходил медленнее, чем в среднем по России: по заявлению компании, сети удается сдерживать продовольственную инфляцию благодаря эффективному взаимодействию с поставщиками продуктов питания.
Очевидно, что информация об индексе «Пятерочки», как и альтернативные публикации сети «Магнит», во многом несут рекламную функцию, при этом на такую рекламу сети имеют полное основание — как правило, в продовольственном ритейле цены на базовые наборы товаров действительно существенно ниже, чем в несетевом, это часть технологии работы таких компаний. При этом считать расчеты X5 полноценным «реальным уровнем инфляции» или «альтернативным ИПЦ» некорректно — ритейлер делает соответствующие оговорки в своих публикациях.
«Отрыв» индекса X5 от индексов Росстата с большой вероятностью демонстрирует не только масштаб проникновения на рынок сетевого ритейла в РФ, но и глубину кризиса в несетевой торговле, на которую ориентируется Росстат. Узкая специализация мелкой розницы в РФ и во всем мире позволяет несетевому ритейлу конкурировать с крупными сетями. Пока это только начинающийся в крупных городах процесс, и с дальнейшим развитием сетей в РФ индексы цен крупных ритейлеров будут сближаться с индексами Росстата.