Японская дедовщина у камчатских берегов
Продолжается расследование по факту вылова лососей запрещенными дрифтерными сетями, который был вскрыт в июне. Возникают все новые вопросы. Кто реальный владелец задержанных судов? Кто управлял их деятельностью?
Три товарища
Напомним, что 23–24 июня пограничники осмотрели группу российских судов, которые добывали лососей у берегов Камчатки. Как выяснилось, их экипажи изменили конструкцию разрешенных орудий лова (поверхностных ловушек) для ведения дрифтерного промысла, который запрещен с января 2016-го.
В итоге все суда задержаны и приведены в Петропавловск. Шесть из них – сахалинские: «Кадет-601», «Леонид Ходыко», «Командор-103», «Мыс Урумпет», «Ирбис», «Флагман». Одно – камчатское: «Кадет-701».
Случай вышел далеко за рамки обычного задержания морских нарушителей с учетом того, до какой степени подогрет интерес общественности к теме дрифтерных сетей. Эту новость уже прокомментировали глава Федерального агентства по рыболовству, председатель Совета Федерации, сенаторы, депутаты.
Между тем следствие по факту промысла запрещенными орудиями лова идет своим ходом. Выясняются новые обстоятельства. Некоторые из них имеют таинственный характер. Например, не вполне ясна роль в этой истории иностранцев.
На задержанном флоте обнаружилось трое подданных Японии, двое из которых – почтенные старцы: 1942 и 1945 годов рождения. Каким ветром занесло японских дедов на российские суда?
Загадочное исчезновение
Не секрет, что лов лосося в нашей экономзоне управлялся из Страны восходящего солнца еще с тех времен, когда его вели дрифтерными сетями. Японские инструкторы находились на наших судах, контролируя их работу.
Возможно, японские старички с задержанных судов – как раз из тех ветеранов дрифтерного лова. Какие инструкции они могли давать российским экипажам? Было ли им известно перед командировкой в Россию о том, что готовится нарушение закона? Не они ли подсказали нашим рыбакам, как изменить конструкцию ловушек под суперэффективный дрифтерный лов?
Не меньше вопросов вызывают действия японских дедушек после их списания на берег. Оказавшись на территории Петропавловска, они подобно ниндзя бесследно скрылись ото всех, в том числе японской дипломатической службы.
Когда 3 июля в краевой центр прибыл вице-консул Генконсульства Японии во Владивостоке, чтобы проведать своих соотечественников, их на Камчатке уже не было. Но он об этом не знал. Дипломат обращался в местное представительство МИД России, в пограничное управление, пытаясь выяснить судьбу японских подданных. Там ему могли ответить лишь то, что японцы покинули наш край, а их нынешнее местонахождение неизвестно.
Если человек попал в трудную ситуацию за границей, но не обращается за помощью в представительство своей страны, не сообщает ему о себе, то это выглядит подозрительно. Возможно, он выполняет разведывательное задание или замешан в криминале.
Но не будем гадать о том, почему японские аксакалы занялись конспирацией, а вернемся к вице-консулу. По неофициальным данным, он также пытался собрать на Камчатке информацию о добыче лосося в экономзоне России, способах и орудиях лова. С этой целью он посетил одну из местных рыболовецких компаний.
Я бы посоветовал дипломату по возвращении на Родину посетить фирму «S Road Co Ltd», офис которой находится в Токио. Там могут знать об особенностях промысла российского лосося даже больше, чем на Камчатке.
Куда ведут следы
Если откроем сайт японской компании «S Road Co Ltd», то обнаружим там фотографии судов «Леонид Ходыко» и «Кадет-701» – тех самых, которые были задержаны вместе с пятью другими шхунами в июне у берегов Камчатки. Но на сайте не указано, что «Леонид Ходыко» принадлежит ЗАО «Шумшу Ко., Лтд» из Северо-Курильска, а «Кадет-701» – ООО «Пилон» из Петропавловска. Указано там совсем другое: «Мы ловим нерку этими судами». И это «мы» явно относится к фирме «S Road Co Ltd».
Нам не известны детали взаимоотношений фирмы «S Road Co Ltd» и российских добытчиков лосося. Но даже та общая информация, которую «S Road Co Ltd» разместила на своем сайте, дает богатую пищу для размышления.
Итак, фирма образована в 1991-м. В течение 1990-х она открывала свои «операционные офисы» по всему Дальнему Востоку России: в Приморье, на Сахалине и Камчатке.
Хотя подозреваю, что «операционные офисы» «S Road Co Ltd» – не что иное, как российские юридические лица, формально самостоятельные, а фактически подконтрольные иностранному капиталу.
«Чтобы поймать лосося в море, мы используем рыболовный метод «Нагашиами» (плавающая сеть)», – сообщает «S Road Co Ltd». Далее идет описание используемых орудий лова, которое очень похоже на описание дрифтерных сетей, запрещенных для промысла лосося в нашей стране.
На сайте «S Road Co Ltd» в схемах и рисунках объясняются преимущества дикого лосося, добытого в России, перед искусственно выращенной рыбой. Подчеркивается, что лучший лосось – тот, который пойман в море. Картографические иллюстрации дают нам понять, что речь идет о морских районах у берегов Камчатки.
Теперь вам понятно, кто является организатором морского промысла российского лосося, кто снимает с него сливки?
Наше государство не раз заявляло, что покончит с зарубежным влиянием в отечественной рыбной отрасли. Из минтаевого бизнеса иностранный контроль вроде бы вытеснен. Не пора ли обратить внимание на лососевый бизнес, который основан на морском лове? Разве его можно считать полностью российским?
Автор: Кирилл МАРЕНИН
Читаешь как детектив. Японцы охотятся за неркой как за сокровищем.
Возникает вопрос, есть ли альтернатива дрифтерному промыслу, чтобы поймать нерку аналогичного высокого качества?