Обвинению не хватило 70 граммов икры
Капитан судна «Регул», которого обвиняли в сокрытии от учета 70 граммов икры, признан невиновным. Сахалинский областной суд не нашел в его действиях состава административного правонарушения.
СТР «Регул» камчатской фирмы «Поларис» занимался приемкой и переработкой лосося у берегов Сахалина летом 2015 года. 31 июля сотрудники пограничного управления по Сахалинской области проверили судно и пришли к выводу, что в трюме находится семь неучтенных ящиков горбушевой икры (157,5 кг). В отношении капитана возбудили дело по ч. 2 ст. 8.17 КоАП («Нарушение правил промысла водных биоресурсов»). Судно арестовали и привели в Корсаков с опечатанным трюмом.
В порту «Регул» был снова досмотрен. При очередном пересчете продукции оказалось, что ящиков с икрой на судне ровно столько, сколько учтено капитаном. То есть, пограничники просто ошиблись во время проверки судна в море и насчитали ящиков больше, чем было на самом деле.
Однако административное дело не прекратили. Более того, в отношении капитана возбудили второе дело по той же статье в связи с обнаружением новых «излишков»: 16 кг кеты, которые находились в распакованном мешке, и 70 граммов икры, сиротливо лежавших на полу трюма.
Капитан, его помощник и судовой повар пояснили, что 16 кг кеты не являлись результатом промысла СТР «Регул», а были получены для питания экипажа. Обсуждать законность происхождения 70 граммов икры, которые поместятся в несколько чайных ложек, просто как-то неприлично в масштабах СТР и его производственной деятельности. Даже если признать это излишками, то они более чем укладывались в 5-процентную погрешность, которую допускают правила рыболовства при определении веса продукции.
Однако пограничное управление по Сахалинской области мертвой хваткой вцепилось в эти граммы и килограммы, всерьез выясняя, сколько сырца было потрачено на их производство. «Регул» был дважды арестован (по каждому из дел) и простоял в Корсакове более двух месяцев. Всю продукцию, которая находилась на его борту, тоже арестовали.
Оба дела ушли в Южно-Сахалинский городской суд, где их объединили в одно производство. 29 октября 2015 года капитан СТР «Регул» был признан виновным в сокрытии от учета 7 ящиков рыбопродукции, которых не существовало, 16 кг кеты и 70 граммов икры. Штраф составил однократную стоимость этих водных биоресурсов – 177 102 рубля.
Суды второй инстанции редко пересматривают и меняют решения по делам такого рода в пользу рыбаков. Дело капитана СТР «Регул» – как раз тот редкий случай. Сахалинский областной суд, куда с жалобой обратилась защита капитана, разобрался в ситуации объективно.
Он признал, что неучтенных ящиков с икрой, с которых началось административное преследование капитана, на судне не было. Относительно 16 кг кеты суд пришел к выводу, что эта продукция была действительно получена для питания экипажа (материалами дела данный факт даже не опровергался).
Теперь по поводу 70 граммов икры. Цитирую решение суда: «Указанные 16 кг кеты и фрагмент ястыка икры составляют отклонение менее пяти процентов от предварительно заявленного капитаном продукции, что допускается правилами рыболовства».
В итоге суд не нашел в действиях капитана состава административного правонарушения и постановил прекратить производство по делу. Постановление Южно-Сахалинского городского суда от 29 октября 2015 года отменено.
Этот «кейс» показывает, насколько грубо порой работают контролирующие органы, не желая признавать своих ошибок и причиняя законопослушным предприятиям миллионные убытки. Очевидно, сахалинские пограничники поняли, что необоснованно задержали судно, когда повторно проверили его в порту. Но вместо того, чтобы отпустить судно, они решили любой ценой оправдать свои действия, докопавшись до 70 граммов икры. В результате фирма понесла огромный ущерб. И для нее эта история еще не закончилась.
В отношении судовладельца тоже возбуждено административное дело. Тот же судья, который признал капитана СТР «Регул» виновным, привлек компанию к административной ответственности. Это постановление обжаловано. Однако жалоба пока не рассмотрена по существу.
Автор: Сергей НИКОЛАЕВ. По материалам камчатской коллегии адвокатов «Защита»