ОАО «Пелла» передало заказчику первое построенное в России судно ярусного лова |видео + фото
Ленинградский судостроительный завод "Пелла" за счет собственных средств спроектировал и построил на новых производственных мощностях современное высокоэффективное промысловое судно ледового класса, предназначенное для ярусного лова донных пород рыб в Баренцевом море и Северной Атлантике.
Основные параметры судна ярусного лова: |
|
Длина наибольшая |
47,5 м |
Ширина наибольшая |
12 м |
Осадка |
5, 88 м |
Скорость |
12,5 узлов |
Автономность по запасам провизии и топлива |
25 суток |
Дальность плавания |
6000 миль |
Грузовой морозильный трюм чистый объем |
462 м3 |
Символ класса |
КМ(*)Ice2 AUT1 Fishing Vessel по классификации Российского морского регистра судоходства |
При разработке документации был учтен передовой опыт мирового судостроения при проектировании, строительстве и эксплуатации современных судов ярусного лова. Силами конструкторского отдела завода «Пелла» основные проектные решения были адаптированы под требования Российского Морского Регистра.
Проект предусматривает применение наиболее эффективного и ресурсосберегающего способа лова донных рыб, создает благоприятные и наиболее безопасные условия для работы экипажа на промысле.
Как известно добыть крупную донную рыбу – треску, пикшу, зубатку, палтус и др. - тралом практически невозможно – почти вся крупная рыба его умело избегает. Такую крупную рыбу отлично добывают современные автоматизированные суда ярусного лова, использующие древний способ архангельских поморов – крючковую снасть на длинном тросе (хребтине) с поводками и крючками.
В составе промыслового устройства судна предусмотрена специальная ярусная линия, поставляемая норвежской фирмой «Мустад», представляющая собой своеобразную автоматизированную "удочку", которая содержит 57 тысяч крючков, и имеет длину около 30 километров.
В России современных судов ярусного лова очень мало. 95% объемов морской рыбы в Баренцевом море добывается траловыми судами.
видео www.pellaship.ru
Основные преимущества современных судов ярусного лова
- Удельный расход топлива на 1 тонну добываемой рыбы в 2 раза меньше по сравнению с эксплуатирующимися в настоящее время донными траулерами, так как не требует больших мощностей от пропульсивной установки судна.
- Суда ярусного лова являются ресурсосберегающими – они добывают преимущественно крупную донную рыбу старших возрастов, которая, как хищник, питается молодью трески, пикши. Применение донных тралов по мнению ученых разрушает экологическую среду обитания молодняка трески, пикши, палтуса и др., что отрицательно влияет на воспроизводство рыбы.
- Добываемая ярусом донная рыба имеет высокое качество, поскольку не сдавливается и не травмируется сетью трала, поэтому она очень востребована при продаже в России и на экспорт.
- Ресурсосберегающие суда ярусного лова ледового класса пригодны для добычи в Антарктиде одной из самых дорогих рыб в мире – клыкача.
Серийное строительство ярусных судов весьма перспективно, т.к. они позволяют более рационально использовать морские биоресурсы страны, особенно с учетом все ужесточающихся международных экологических требований, запрету работать донным тралом в Норвегии и ряде других стран, особенно в прибрежной зоне.
Высокая степень автоматизации судна соответствует требованиям символа AUT 1 Российского Морского Регистра, и позволяет осуществлять управление судном одним человеком из ходовой рубки без использования вахты в машинном отделении. Данное преимущество в сумме с высокой автоматизацией промыслового и рыбообрабатывающего оборудования позволяет полностью выполнять все задачи, связанные с назначением судна, экипажем, не превышающем 16 человек. Дополнительно на судне предусмотрено размещение ученых в количестве 4 человек для решения задач по научной работе, связанной с изучением недоиспользуемых водных ресурсов.
Центральный пост управления в рулевой рубке содержит все навигационные, рыбопоисковые приборы и оборудование радиосвязи, а также необходимые устройства автоматизации, сигнализации и видеонаблюдения. Для поиска рыбы на судне предусмотрено три отдельных рыбопоисковых устройства. Для грузовых операций на верхней палубе предусмотрены два грузовых крана австрийской фирмы Palfinger. Все механизмы, установленные на судне, соответствую требованиям Российского Морского Регистра.
Оснащение нового судна, наряду с высоким качеством работ, что является "визитной карточкой" завода "Пелла", стало весомыми аргументами для крупного Норвежского Заказчика, ставшим владельцем судна проекта PL-475.
Необходимо особо отметить, что завод «Пелла» строил первое судно ярусного лова для передачи российскому Заказчику из Мурманска – с целью осуществления согласованной с учеными отраслевых институтов Росрыболовства Программы промысловых исследований ряда регионов Баренцева моря, которые недоступны для тралового лова. Промысловая разведка и ресурсные исследования в этих регионах на судне ярусного лова должно было научно подтвердить и доказать наличие недоиспользуемых ресурсов донных рыб – старших возрастов и крупного размера. Но предоставление необходимых квот на период ресурсных исследований нашему Российскому Заказчику так и не было оформлено.
К сожалению, несмотря на рекомендации ученых ВНИРО и Наблюдательного Совета «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», отечественные Заказчики так и не смогли оценить преимуществ постройки современных рыбопромысловых судов в России и предпочитают либо приобретать суда за рубежом, либо продолжают эксплуатировать давно устаревшие морально и физически суда, что не способствует решению задачи технического перевооружения российского рыбопромыслового флота.