В середине мая состоится закладка киля судна для ярусного лова донных рыб в Баренцевом море
Высшее руководство страны последние годы уделяет серьезное внимание вопросу обновления рыбопромыслового флота страны. Решение Совета безопасности России и неоднократные поручения правительства по этому вопросу обязывают соответствующие министерства и ведомства совместно разработать и реализовать меры по стимулированию строительства на территории России высокотехнологичных ресурсосберегающих морских рыбопромысловых судов. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на nord-news.ru.
Но разработать конкретный механизм реализации этих поручений и приступить к серийному строительству в России современных морских рыбопромысловых судов пока не удалось. На совещании в 2010г. в г. Мурманске Владимир Путин назвал основную причину невыполнения этих поручений государственной важности - отсутствие подлинного взаимодействия судостроителей, рыбаков, инвесторов и соответствующих органов власти.
В настоящее время на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» началось серийное строительство современных ресурсосберегающих рыбопромысловых судов для ярусного лова донных рыб в Баренцевом море.
Это стало возможным в результате взаимодействия основных инициаторов проекта - российской рыбопромысловой компании ООО «Персей» (Мурманская область, генеральный директор А. Чумаков) и Ленинградского судостроительного завода ОАО «Пелла» (генеральный директор Г. Цатуров).
В июне 2011 года после обсуждения различных вариантов сотрудничества для постройки новых судов ярусного лова заказчик и завод определили форму и условия взаимовыгодного сотрудничества. Они пришли к единому мнению, что для обеспечения окупаемости и снижения рисков на всех этапах реализации данного проекта (проектирование и подготовка производства - строительство и испытание судов - организация добычи рыбы и ее переработка - транспортировка и реализация рыбопродукции), целесообразно создать совместную судостроительно-рыбопромысловую компанию.
Такая совместная компания ООО «Персей-Пелла» была создана и зарегистрирована в июле 2011 года. Она фактически выступает единым оператором этого пилотного проекта на всех этапах его реализации и нацелена на достижение высокого конечного финансового результата - эффективную добычу рыбы новыми высокотехнологичными судами, качественную переработку рыбопродукции и ее реализацию. Совместная компания объединяет усилия и судостроителей, и рыбаков, и инвесторов, что и обеспечивает высокую ликвидность данного бизнеса.
В качестве прототипа новых судов инициаторами выбрано современное высокотехнологичное ресурсосберегающее судно ярусного лова типа «Гиер-II» (Норвегия), подтвердившее на практике высокую эффективность работы в Баренцевом море.
Технический проект судна по договору с заводом разработала английская фирма Мак Дуфф со следующими характеристиками судна: длина - 47,5 метра, ширина -12 метров, объём рефрижераторного трюма - 500 куб. метров, мощность ГД - 1200 кВт, численность экипажа - до 20 человек.
Заказчик и завод вместе утвердили техническое задание, определили лимитную цену судов и оптимальную схему финансирования строительства и передачи в лизинг первой серии судов (до 5 ед.).
На этапе строительства судна прибыль завода составит не более 3 процентов. Схема финансирования проекта предусматривает, что судно строится на собственные средства завода (и привлеченные им внебюджетные средства), строящееся судно регистрируется в Российском международном реестре судов, построенное судно выкупает у завода-строителя лизинговая компания-партнер и по договору финансового лизинга передает в эксплуатацию компании «Персей-Пелла» - лизингополучателю. Принципиальное согласие на участие в данном проекте ЗАО «Сбербанк-Лизинг» имеется. Расчетный срок окупаемости судна по бизнес-плану проекта составляет не более 6 лет.
За прошедшие месяцы проведена техническая подготовка производства и в I квартале этого года завод «Пелла» приступил к строительству головного образца серии современных судов для ярусного лова донных рыб в Баренцевом море (возможно и в других регионах).
Рабочая документация на судно на основе технического проекта фирмы «Мак Дуфф» разработана КБ завода «Пелла». Проект предусматривает применение самого современного судового комплектующего оборудования, хорошо известного рыбакам своей надежностью и удобством при эксплуатации, поставляемого фирмами МАК, «Катерпиллер», «BPI», Мустад, Фуруно и др.
В настоящее время на «Пелле» уже изготовлены все днищевые секции нового судна. Закладка киля на стапеле завода запланирована на середину мая текущего года.
Окончание строительства головного судна и его насыщение судовым комплектующим оборудованием запланировано на IV квартал 2012 года.
В 2013 году и каждый последующий год завод «Пелла» намерен строить и выпускать по 2 - 3 судна ярусного лова данного проекта, сообщает Росрыболовство.