Росрыболовство пригрозило Норвегии адекватными мерами из-за задержания судов
О такой возможности было заявлено на проходящей в эти дни в Калининграде 40-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК).
Выступая на сессии, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что Россия не намерена безучастно наблюдать, как норвежская береговая охрана арестовывает российские рыболовные суда в зоне Шпицбергена. «Дальнейшие аресты заставят Россию принять адекватные ответные меры в отношении норвежских рыбаков», - сказал он, передает «Интерфакс».
Как считает Савельев, у российской стороны достаточно возможностей для того, чтобы восстановить справедливость. При этом он напомнил, что Россия является одним из крупных рынков для норвежских рыбопродуктов.
В ходе заседания комиссии Крайний обратил внимание на вторую часть подписанного Россией и Норвегией договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
«Во время подписания договора в сентябре прошлого года нас уверяли в том, что условия ведения промысла этот договор не ухудшит, - сказал он. - Однако можно констатировать, что произошло увеличение количества арестов российских рыболовных судов в так называемой рыбоохранной зоне Шпицбергена, которую Норвегия ввела в одностороннем порядке и которую Россия не признавала и не признает».
Причем, добавил он, количество арестов увеличивается, а форма их проведения ужесточается именно накануне сессий смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству.
В частности, в конце сентября по подозрению в выбросе рыбы было арестовано судно «Сапфир-2». Крайний напомнил, что российский МИД расценил это как захват, в связи с чем послу Норвегии в Москве была заявлена официальная нота протеста. «В дипломатической практике это расценивается как серьезный шаг», - констатировал Крайний.
Как считает глава Росрыболовства, выходом из создавшейся ситуации может стать разработка и принятие единых согласованных мер регулирования и контроля рыболовства в зоне Шпицбергена.
«Я рассматриваю это как основную задачу нынешней сессии СРНК. Мы далеко продвинулись с нашими норвежскими коллегами в области регулирования промысла совместных запасов водных биоресурсов, научившись быстро приходить к согласованным решениям по определению общих допустимых уловов (ОДУ), установили единые промысловые размеры трески и пикши, ячеи трала, осталось согласовать единый порядок контроля рыболовства в зоне Шпицбергена», - заявил Крайний.
В свою очередь руководитель норвежской делегации, заместитель министра рыболовства и береговой службы Норвегии Йорн Крог заявил, что аресты российских судов были связаны с выбросами рыбы за борт судна, что запрещено норвежским законодательством. «Поэтому береговая охрана Норвегии строго следит за тем, чтобы таких выбросов не было», - сказал он.
Вступивший в дискуссию Крайний заявил, что в этом случае надо установить, что является преднамеренным выбросом рыбы, а что - неизбежным. «К примеру, при подъеме трала или яруса неизбежно несколько рыб упадет в воду. Это считать преднамеренным выбросом рыбы или неизбежным?» - спросил он.
Крог также заявил, что норвежская сторона искренне намерена продолжить работу по гармонизации правил рыболовства, мер контроля промысла и обсуждать штрафные санкции к нарушителям этих правил.
Как уже сообщалось, ущерб российских рыбаков от задержания судов норвежской береговой охраной с 2008 года превысил 205 млн рублей. В этом году было зарегистрировано 7 случаев задержания, ущерб от которых составил почти 40 млн рублей.
На 40-й сессии СРНК также были установлены ОДУ по добыче некоторых видов рыб на 2012 год. Так, ОДУ северо-восточной арктической трески составляет 751 тыс. тонн, что на 8% больше, чем на 2011 год. ОДУ северо-восточной арктической пикши увеличен на 5% - до 318 тыс. тонн, мойвы в Баренцевом море - снижен на 16% (до 320 тыс. тонн). С учетом новых оценок состояния запаса ОДУ синекорого палтуса увеличен на 3 тыс. тонн - до 18 тыс. тонн.