Единичные запреты России на ввоз семги из Норвегии пока не влияют на решения по Шпицбергену
Переговоры представителей двух стран завершились в Калининграде в минувшую пятницу в районе полуночи. Предложение российской стороны вместе контролировать рыбоохранную зону норвежцы восприняли негативно.
- Мы не планируем вместе с российскими инспекторами осуществлять контроль в рыбоохранной зоне Шпицбергена. Российские инспекторы в этом районе могут проверять только свои рыболовные суда, - заявил заместитель министра рыболовства и береговой службы Норвегии Йорн Крог.
Впрочем, нежелание Норвегии пойти на уступки в части использования вод у Шпицбергена, не помешало подписать протокол об увеличении квот на вылов для российских рыбаков. Как рассказали в Росрыболовстве, по итогам переговоров на 2012 год порог допустимого вылова трески увеличен на 7% (до 751 тыс. т), пикши - на 5% (до 318 тыс. т), мойвы - до 320 тыс. т, а палтуса - до 18 тыс. т.
Поэтому в посольстве Норвегии итоги 40-й сессии норвежско-российской комиссии по рыболовству считают успешными.
- Квоты на треску и пикшу увеличены благодаря успешному сотрудничеству по управлению ресурсами, - говорит советник по рыболовству посольства Кирсти Хенриксен. - Важное условие этого - стабильное функционирование контрольного режима.
Помимо квот России и Норвегии удалось решить еще несколько проблем. Чтобы избежать в будущем повторения досадных эпизодов, связанных с задержанием российских кораблей, стороны договорились разработать инструкцию по контролю морского промысла в Норвежском море и на всей территории Баренцева моря для тех ресурсов, добыча которых регулируется комиссией. «Стороны также согласовали определение понятия «сброс рыбы», которое упростит деятельность как рыбаков, так и контролеров», - рассказала Хенриксен.
Но для Москвы важно было все-таки договориться о контроле промысла в районе Шпицбергена. «К чему норвежцы если и были готовы, то явно не испытывали никакого желания заострять на этом внимание», - говорят в Росрыболовстве.
Поскольку договориться на этот раз не вышло, представителям двух стран придется встречаться снова.
- Принимая во внимание различие позиций сторон в отношении осуществления рыболовства в районе архипелага Шпицберген, достигнута договоренность о проведении внеочередной сессии по данному вопросу, - говорится в официальном сообщении об итогах встречи.
Как говорит источник «Известий» в комиссии, скорее всего это будут переговоры на уровне министерств иностранных дел.
Пока же дипломаты готовятся к переговорам, чиновники из другого ведомства ограничили поставки норвежской рыбы в Россию. С 5 октября Россельхознадзор закрыл границы для товара компании Sotra Fiskeindustri AS, с 10 октября - Egil Kristoffersen og Sonner AS, с 25 октября приостановится ввоз продукции Kirkenes Processing AS. В Egil Kristoffersen og Sonner AS «Известиям» сообщили, что их продукты тестируются каждый день и продаются по всему миру, но предположений, почему поставки в Россию закрыты, у них нет, а строить догадки они не собираются. В двух других компаниях от комментариев отказались.
Представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко пояснил, что в образцах продукции этих трех компаний нашли листерию - микроорганизм, который вызывает кишечные инфекции. При этом за объемами поставок ведомство не следит, поэтому в Россельхознадзоре не смогли сказать, как запрет отразится на ассортименте, например, семги в магазинах.
Всего в Россию поставляют рыбу из Норвегии более 30 предприятий. По данным Норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы, в сентябре в Россию было продано 26 тыс. т норвежской рыбы на €60,5 млн.
- Запрет на поставки отдельных предприятий - конечно, вещь неприятная, - говорит директор комитета в России Ян Эйрик Йонсен. - Но объемы поставок в Россию только увеличиваются, так как цена на рыбу падает.