Салака в Латвии станет деликатесом - цена может вырасти втрое
- Смотрите, что происходит, - разъясняет глава ассоциации. - За последние годы квоты на вылов самых ценных для нас промысловых рыб на Балтике - кильки и салаки - уменьшились в разы. В этом году на 50%, в следующем - не ниже. На салаку в Рижском заливе - на 21%, в Балтийском море - на 33%, на кильку в заливе - на 26%.
Брюссель еще несколько лет назад принял долгосрочную программу сохранения рыбных ресурсов на Балтике. Предлог благовидный: ресурсы стремительно истощаются, поэтому на ряд рыб нужна квота.
- Но ведь в Северном море, Средиземном ситуация куда хуже, однако именно нам решили устроить показательную порку, - считает Войтс.
Результаты "порки" не трудно было предугадать: цены на кильку и салаку стремительно пошли вверх. Если год назад тонна салаки стоила 120-140 латов (235 - 275 USD), то сейчас 200-220 (393-432 USD).
- Я не сомневаюсь, что уже в будущем году "едокам салаки" придется решать, по карману ли им будет эта рыба. Цена поднимется до 1,10-1,20 лата (2.36 USD) за килограмм, - говорит собеседник.
Не исключено, что свежая салака вообще станет дефицитом. Уже сейчас спрос значительно превышает предложение.
- На Западе практически вся килька, салака идет на технические нужды, - рассказывает Войтс. - В Дании, Швеции, Германии эту рыбу перерабатывают в рыбную муку. Она, в свою очередь, добавляется в корм курам, лососю, которого искусственно выращивают в садках, идет на свинофермы.
В Латвии тоже решили не отставать от Запада и начали строить предприятия по производству рыбной муки. Одно из них поднялось в Алсунге на 37 000 тонн сырья в год. Часть муки поступает нашим пищевым предприятиям, но большая часть отправляется на экспорт. Между тем кильки и салаки катастрофически не хватает тем латвийским фабрикам и цехам, на которых изготавливают шпроты и рыбные консервы.
- Времена, когда были проблемы со сбытом шпрот, позади, - рассказывает президент Латвийского союза рыбопромышленников Дидзис Шмитс. - Сегодня в ЛР их выпускают 20 предприятий. 70% отправляют в страны СНГ, а всего среди адресатов - 56 стран. Латвийские шпроты можно купить даже в Брюсселе, но больше всего их в России.
Что да, то да! И в Тюмени, и в Екатеринбурге в больших супермаркетах тоже видел этим летом наши шпроты.
Однако производителей подстерегает другая беда - нехватка рыбы.
- На шпроты идет и килька, и маленькая салака - размером 10-12 сантиметров, - продолжает Шмитс. - Дошло до того, что местные переработчики вынуждены закупать кильку и салаку у шведов, поляков, эстонцев, наши рыболовы не могут обеспечить рыбой.Цена тоже постоянно идет вверх. Поэтому и конечный продукт будет дорожать.
- Рыба все время будет дорожать, - уверен глава Союза рыбопромышленников. - Рыбные ресурсы истощаются.
Впрочем, местные рыболовы тоже играют на дефиците и прикладывают руку к росту цен.
- Они стали умнее, - говорит Войтс. - Во многих местах рыбаки построили цеха по сортировке и заморозке рыбы. В Куйвижи, Скулте, Вентспилсе, Лиепае... И не отдают свежую рыбу, как прежде, сразу, а смотрят, какова ситуация на рынке. Когда надо, выбрасывают на рынок уже по новой цене.
Но потребитель ест не только салаку, кильку, шпроты. Что будет с ценой на другую рыбу?
- Треска в будущем году должна стать чуть дешевле - на 10-15%, - прогнозирует Войтс. - Квоты на ее вылов на Балтике с будущего года выросли на 15%. Хотя ученые уверены, что могли бы безболезненно поднять квоты на 40%.
Цена завозной океанической рыбы тоже пойдет по спирали. Оптовики рассказали, что филе сельди за год подорожало с 80 сантимов до 1,50 лата за килограмм, скумбрии - с 1,20 до 2,20 лата. И норвежский лосось вряд ли станет дешевле - ведь кормят его рыбной мукой, которая пошла в рост.