К 2015 году региональный ритейл консолидируется на новом уровне
V Всероссийский Съезд собственников независимых сетей анонсировал новый уровень консолидации региональных игроков розничного бизнеса: главным союзником независимой сети в противостоянии вызовам времени становится недавний бескомпромиссный конкурент - сосед по региону.
Основные вызовы рынка ближайшего времени - замедление органического роста и апогей конкуренции в отрасли ритейла не позволят региональным компаниям работать так, как было можно еще два-три года назад. Этот тезис стал основным в большинстве сессий V Всероссийского Съезда собственников независимых сетей.
Открыла V Всероссийский Съезд собственников независимых сетей сессия «Отрасль розничной торговли 2011-2015. Мнения, аналитика, факторы и риски», посвященная анализу ситуации в отечественной розничной торговле, на фоне общемировых экономических тенденций и особенностей потребительского поведения россиян.
Выступавшие в рамках сессии представители аналитических компаний Илона Лепп (Nielsen) и Андрей Сычев (GFK Rus) отметили общую тенденцию более рационального, экономного потребительского поведения, повышенное внимание покупателей к ценам в рознице. Сказывается на потребительском поведении и неуверенность в экономической стабильности в России, о чем говорил в своем докладе Вячеслав Масенков (ИА РБК).
Постепенное замедление темпов роста потребительской активности проходит на фоне укрупнения рынка розничной торговли. Андрей Сычев отметил усиление первой 10-ки крупнейших федеральных сетей, хотя и не в тех масштабах, каких они могли бы достигнуть. Эксперты также отмечают динамичный рост формата гипермаркетов, в котором, традиционно, сильны крупные федеральные и транснациональные компании.
Также в этой секции был представлен обзор ряда факторов риска, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере розничной торговли. О рисках налоговой сферы говорил в своем выступлении Алексей Кирпиков (Группа Интерфакс), последствия вступления в силу ФЗ «О Торговле» и его влияние на договорную практику в ритейле проследил в своей презентации Вадим Радаев (Высшая Школа Экономики).
Основные темы укрупнения рынка и постепенного замедления его органического роста звучали и в выступлениях участников Пленарной сессии Развитие конкурентного потребительского рынка России: прогнозы, движущие силы, регуляторы, роль независимого ритейла. Как отметил Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев, региональный ритейл или сможет вырасти и консолидироваться достаточно, чтобы использовать эффект масштаба или станет частью тенденции укрупнения через сделки M&A. Идеи укрупнения и доминирования на рынке ограниченного числа ведущих компаний заложены и в разработанной Министерством промышленности и торговли «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года».
О ней, в частности, говорил в своем выступлении Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олег Сазанов, отметив, что на базе Стратегии разрабатываются региональные программы стимулирования развития торговли.
Представители властных структур отметили важность национальной розницы в структуре российской экономики, как проводника товаров российских производителей продуктов питания к конечному потребителю. О важности взаимодействия торговых сетей и отечественных сельхозпроизводителей говорил в своем выступлении Сергей Сухов, Директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза РФ.
На данный момент, региональные сети демонстрируют большую динамику роста, чем даже крупнейшие федеральные конкуренты, - отметил в Своем выступлении Председатель Координационного совета Союза независимых сетей Олег Пономарев. В текущем году участники Союза НС продемонстрируют средний рост основных экономических показателей на уровне 21%. Тем не менее, «уже к 2015 году консолидация станет единственным гарантом сохранения национальной розницы», - отметил г-н Пономарев.
Вопросы сотрудничества региональных сетей с поставщиками затрагивались и в рамках дискуссии, темой которой стало «Современное развитие агропромышленного сектора. Альянсы ритейлеров и производителей». Участники дискуссии - главы отраслевых союзов компаний поставщиков продуктов питания - Руспродсоюз, Русбренд, Зерновой и Мясной Союзы России, а также Агропромышленной ассоциации Таможенного Союза обсудили конъюнктуру современного продовольственного рынка, прогнозы цен на основные группы продуктов питания в 2012 году. Отдельной темой стал опыт работы закупочных Союзов компаний-ритейлеров, как эффективного механизма взаимодействия поставщиков и сетей. Опыт эффективной работы, основанного независимыми торговыми сетями, Федерального закупочного Союза «Система Т3С» представил его генеральный директор Леонид Абаюшкин. Он, как и большинство выступавших, отметил важность объединения национальной розницы для эффективной работы на рынке: «Только пойдя по пути консолидации, малый и средний бизнес сможет выстоять в конкурентной борьбе. В данном вопросе Федеральный Закупочный Союз «Система «Т3С» и Союз независимых сетей России занимают общую позицию и работают в одном направлении».
Значительная часть Съезда была посвящена вопросам эффективных технологий ведения бизнеса различных областях - от финансов до электронного документа оборота, от торгового оборудования до современных IT-систем. Специальную фокус-сессию, посвященную инструментам повышения эффективности бизнес-процессов (сокращению OOS, EDI, категорийному менеджменту) провел Исполнительный директор ECR Russia Максимиллиан Мусселиус. Актуальные доклады в рамках общей темы эффективности представили Официальные партнеры Съезда 1C-Рарус и TI-Systems. Вопросы современного оснащения магазинов были освещены в докладе компании «Кристалл-Сервис».
Практическим опытом ведения бизнеса участники Съезда обменялись в ходе его второго дня. Лейтмотивом вновь стали вопросы конкуренции с федеральными торговыми сетями. В качестве инструментов повышения конкурентоспособности собственниками сетей-участниц Союза НС были представлены практические разработки по инвестициям в сельскохозяйственное производство (Юрий Никитин, ТД Аникс, Закупочный Союз Т3С-Сибирь), построению современного логистического комплекса (Владислав Левчугов, Группа Лама). В качестве эффективных мер противодействия экспансии были названы повышение доли категории «Фреш» в ассортименте (Эдуард Юнусов, ТД Челны-Хлеб) и эффективное использование финансовых инструментов, в том числе, для выкупа в собственность торговых площадей (Евгений Трепов, ТГ Высшая Лига).
Участники Союза значительно более гибки и эффективны на домашних рынках, чем федеральные конкуренты. Это наглядно продемонстрировал в своем докладе Олег Пономарев, рассказав о темпах роста ряда компаний Союза по многим экономическим показателям - от торговых площадей до производительности труда сотрудников и выручки с квадратного метра.
Очевидно, что все эти преимущества временные - слишком велики финансовые ресурсы федеральных компаний - и могут быть реализованы только в рамках консолидации. Этот процесс уже активно идет в регионах. На Съезде было впервые официально объявлено о создании объединения «Союз Ритейл» в регионе Урала, а в перспективе и Восточной Сибири с совокупным торговым оборотом более 10 млрд. руб. Об этом региональном Союзе рассказал один из его основателей Александр Оглоблин (ТС Елисей, г. Екатеринбург). Подобные объединения сейчас создаются во многих регионах, на Северо-Западе речь идет уже о межрегиональной консолидации участников рынка пяти областей.
Принципиальное отличие этих объединительных процессов, которые проходили в отрасли в прошлые годы: единый центр консолидации на федеральном уровне, которым становится Союз независимых сетей России.
О потенциале Союза НС и ЗАО «Система Т3С», как драйверах создания кооперативной платформы независимого ритейла и конкретных шагах, которые предпринимаются в этом направлении, говорил в своем выступлении Владимир Бохан (НП Панорама Ритейл, г. Архангельск).
Подводя итоги Съезда, делегаты, представлявшие розничные сети из 62 субъектов РФ, сошлись во мнении: недавний бескомпромиссный конкурент - сосед по региону сегодня становится естественным союзником в борьбе с федеральными компаниями за домашний рынок и потребителя. Единственный возможный путь для эффективного развития - создание в масштабах страны кооперативной платформы по образцу европейских объединений розничных торговцев, на основе успешно действующего в течение 5 лет Союза независимых сетей России и Федерального закупочного Союза «Система Т3С».
Информационные справки:
Всероссийский Съезд собственников независимых сетей основан в 2006 году, как ежегодное собрание владельцев и топ-менеджеров розничных компаний, независимых от крупного сырьевого, банковского и транснационального капитала.
V Всероссийский Съезд собственников независимых сетей собрал более 210 делегатов от регионального ритейла, в том числе, 178 собственников и топ-менеджеров.
Поддержку проведению Съезда оказали Федеральный закупочный Союз «Система Т3С», ECR Russia, BBCG, Стратегическими партнерами Съезда выступили Внедренческий центр «1С-Рарус» и компания TI-Systems. Технический партнер - Mitsubishi Electric, Партнер Гала-ужина - Glenfiddich. Официальные партнеры Съезда: Ernst&Young, Ingenico, компании «Восход» и «Рыбспецпродукт». Партнеры Съезда-2011: компании «Кристалл Сервис», «Русский Азов», Rasec Vostock, «Норд Вест», а также «Национальная факторинговая компания» и «Кредит Европа Банк». Генеральные информационные партнеры Interfax и СПАРК.
Сайт Съезда http://www.syezd.russretail.ru/
Союз независимых сетей России объединяет более 50 сетей-участников с общим количеством магазинов - более 1600, в 48 регионах 7 федеральных округов Российской Федерации. В 2010 году совокупный торговый оборот союзников превысил 85 млрд. руб. Число сотрудников компаний-участников, занятых непосредственно в розничной торговле, по итогам 2010 года превысило 46 000 человек, общее число сотрудников - свыше 60 000 человек.
По данным Союза, рост оборотов участников по итогам 2010 года превысил 24%. За 12 месяцев 2010 года Сети Союза открыли более 370 новых торговых точек, преимущественно в форматах «у дома» и «дискаунтер». Ежедневно магазины Союза обслуживают более 1,5 млн. покупателей.
Деятельность Союза направлена на повышение эффективности и синхронизацию бизнесов участников.
Более подробная информация о Союзе и его деятельности на http://www.russretail.ru/