О недостатках проекта госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
Текущая деятельность Росрыболовства и перспективные планы ведомства сейчас «упаковываются» в специальный документ. Документ называется государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Идеология этой программы, структура предлагаемых ею приоритетов и привязанные к ним финансовые ресурсы определят работу Росрыболовства - а во многом и перспективы всей рыбной отрасли страны - до 2020 года.
Крайне важно, еще на этапе разработки проекта постараться учесть замечания, поступающие в адрес подготовленной госпрограммы от специалистов и экспертов отрасли, ключевых игроков рыбного рынка современной России. Не останавливаясь на деталях, хотя таких тревожных деталей немало, обозначу пять главных, на мой взгляд, изъянов проекта государственной программы.
Первый. Разрыв между масштабными задачами, которые вменяются рыбохозяйственной науке, и планируемым объёмом её финансирования. Груз на рыбохозяйственную науку хотят взвалить изрядный - чего стоит одна только программа возврата в Мировой океан или обоснование пакета международных соглашений против ННН-промысла. Однако финансирование науки - ежегодное финансирование - закладывается в «вилке» между 3,5 и 4,5 млрд. рублей. На всё, про всё. Включая строительство научно-исследовательских судов. Считаю, что в госпрограмме необходимо предусмотреть на подпрограмму «Наука и инновации» как минимум 7 млрд. рублей. Кроме того, сегодня нужно начинать строительство нового научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота.
Второе. Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса» состоит из семи подпрограмм, каждая из которых разделена на основные мероприятия. Всего 32 основных мероприятия. Это стержневые направления работы. Удивительно, но в программе нет ни слова о подготовке кадров. Работа по подготовке профессиональных кадров выбрасывается из текущей деятельности Росрыболовства.
Третье. Абсолютная декларативность раздела «Модернизация и стимулирование». Авторы госпрограммы ставят сверхсложную задачу - выйти на ежегодный 10-процентный коэффициент обновления основных фондов. Какие государственные инструменты предлагаются для этого? Прямые - в виде субсидий и инфраструктурных проектов? Косвенные - в виде налогового стимулирования и таможенных льгот? Какую цену готово заплатить государство? Ответ - 700 млн. рублей. Не в год, а до 2020 года. Авторы госпрограммы всерьёз уверены, что государство вкладывая в развитие отрасли 80 млн. рублей в год, сможет в течение восьми лет способствовать обновлению основных фондов рыбной отрасли более чем наполовину. Вкладывая 80 млн. рублей в год, простимулирует бизнес инвестировать за восемь лет 20 млрд. рублей. Это можно назвать серьёзным реалистичным подходом? Странно, но план ремонта павильона №38 на ВВЦ расписан в проекте программы более подробно, чем план содействия строительству современного рыбопромыслового флота.
Четвёртое. Проект госпрограммы уходит от ответа на главный вопрос - как будет происходить наделение долями в 2018 году? Подпрограмма №7 содержит план законотворческой работы на ближайшие восемь лет, но в нём нет ни слова о подготовке пакета нормативных правовых актов, которые установят порядок и условия доступа предприятий к водным биологическим ресурсам после 2018 года. Нет главного - с каким идеологическим, интеллектуальным багажом будет происходить доступ к ресурсам? На каких принципах и на какой срок? В то же время в других разделах программы есть весьма опасные намёки - намёки на недостаточный уровень конкуренции в отрасли и целесообразность входа в неё новых игроков. Если это не осторожное вкрадчивое обоснование готовящейся отмены «исторического принципа» - тогда что это?
Пятое. В проекте программы совершенно отсутствует рыбопереработка. Отсутствуют предложения по развитию частного бизнеса в воспроизводстве тихоокеанских лососей, отсутствует сама постановка вопроса о возможности и целесообразности разработки схемы территориального размещения мощностей по искусственному и пастбищному воспроизводству видов водных биоресурсов. Нет идеи увязать инвестиционный потенциал «рыбной» ФЦП с региональными программами рыбопереработки и другими ФЦП, а ведь есть хороший опыт такой увязки на Сахалине.
Проект программы обозначает цель - к 2020 году выйти на уровень вылова (добычи) водных биологических ресурсов в 6,5 млн. тонн. Достижима эта цель? С такой госпрограммой - нет, недостижима!