III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства. Москва, февраль 2012 г.
16 февраля в Колонном зале Дома Союзов в Москве прошел III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства. Впервые после десятилетнего перерыва представители отрасли со всех основных рыбохозяйственных бассейнов страны – Дальневосточного, Северного, Западного, Волжско-Каспийского, Азово-Черноморского, а также ряда регионов Сибири и Урала собрались на одной площадке для обсуждения наиболее актуальных вопросов. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.ru.
Участниками съезда стали более 600 человек – представителей рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих, логистических и торговых компаний, общественных объединений, органов государственного управления. В течение одного дня им предстояло обсудить состояние рыбного хозяйства страны, меры по его дальнейшему развитию и обеспечению социальной защищенности работников отрасли.
Стоит отметить, что съезду предшествовали учредительные конференции, которые прошли на всех бассейнах страны. На них отраслевики избрали делегатов от своих регионов, обозначили проблемы для обсуждения на предстоящем мероприятии и выработали предложения в итоговое решение съезда. В результате участникам форума удалось охватить широкий круг вопросов: от промышленного и прибрежного рыболовства, сырьевых исследований, береговой переработки, до адаптации отрасли к правилам ВТО, развития аквакультуры и различных региональных проблем.
На открытии съезда выступил первый вице-премьер Виктор Зубков. Он зачитал приветствие Председателя Правительства РФ Владимира Путина. «В нашей стране рыболовный промысел по праву считается одной из основ продовольственной безопасности, во многом определяет качество жизни людей, экономическое благополучие целых регионов. Трудно переоценить значение вашей работы для решения ключевых задач социальной сферы, обеспечения надежных позиций России на мировых рынках», – говорится в послании.
«Сегодня перед тружениками рыбохозяйственного комплекса стоят новые, амбициозные цели. Необходимо уделять приоритетное внимание комплексной, системной модернизации – обновлению промыслового флота, совершенствованию производственной и береговой инфраструктуры, развитию аквакультуры, укреплению конкурентоспособности выпускаемой продукции, созданию современных рабочих мест. Не менее важно бережно относиться к освоению богатейших и поистине уникальных биологических ресурсов, которыми обладает наша страна, делать ставку на использование передовых природосберегающих технологий», – сформулировал основные задачи для рыбаков Владимир Путин, пообещав, что Правительство РФ и впредь будет делать все возможное для поступательного развития отрасли.
Со своей стороны Виктор Зубков поздравил делегатов с открытием III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Он подчеркнул, что решения предыдущего съезда за прошедшие 10 лет были выполнены практически полностью. «Вопросы рыбаков – в зоне постоянного внимания Правительства РФ. Ваше мнение – важнейший источник объективной информации для принятия адекватных правительственных решений», – заявил вице-премьер.
По его словам, государством на долгосрочную перспективу созданы четкие и понятные условия работы, что позволило рыбной отрасли, несмотря на мировой финансовый кризис, за короткий период выйти из депрессивного состояния и стать одним из наиболее инвестиционно привлекательных секторов российской экономики. «Подтверждение этому – высокие результаты, которые уже не первый год показывают ваши предприятия. С 2008 года стабильно растут объемы выловленной рыбы: каждый год прибавляется по 300 тыс. тонн. За прошлый год этот показатель превысил 4,2 млн. тонн.
Такая динамика создает реальную возможность для достижения целевого показателя, определенного Доктриной продовольственной безопасности, – не менее 80% отечественной рыбопродукции в общем балансе.
Улучшается и финансово-экономическое состояние отрасли. По сравнению с базовым 2008 годом, в прошлом году сальдированный финансовый результат отрасли вырос на 85% и составил 13,2 млрд. рублей. Увеличивается доля прибыльных организаций: она составила почти 80% от их общего количества. Среднемесячная заработная плата сегодня превышает 25 тыс. рублей – на 11% больше среднероссийского показателя. По темпу роста валового внутреннего продукта рыбохозяйственный комплекс превратился в одну из лидирующих отраслей экономики России», – перечислил он основные показатели рыбхозкомплекса.
Виктор Зубков отметил, что закрепление долей квот по историческому принципу доказало свою эффективность, став основой стабильности отрасли и привлечения в нее новых инвестиций. «В этой связи Правительство не планирует какие-либо изменения действующего механизма после 2017 года. Более того, Правительство готово рассмотреть возможность продления сроков договоров о долях квот на двадцать лет», – сообщил он участникам съезда.
«Вместе с тем, как это бывает, жизнь берет свое: есть компании, которые неэффективно осваивают квоты. И здесь возникает вопрос о более активном использовании норм закона, позволяющих изымать квоты. Но действовать здесь надо очень аккуратно. Есть и те, кто по объективным причинам оказался в сложной ситуации и ему надо подставить плечо, помочь. Но в отношении предприятий, сознательно нарушающих нормы и правила, необходимо принимать решения. Приоритетное право доступа к основному ресурсу производства должны иметь эффективные пользователи. И решать эту задачу надо в тесном взаимодействии с рыбацким сообществом», – добавил вице-премьер.
Виктор Зубков также призвал региональные власти активно включиться в работу по подготовке новой Концепции развития прибрежного рыболовства. По его словам, само понятие «прибрежное рыболовство» появилось во многом благодаря «конструктивной позиции глав регионов, их диалогу с рыбопромышленниками». В свою очередь правительство и далее планирует поддерживать развитие этого сегмента рыболовства на базе выделения соответствующих квот, в том числе с учетом задач по социально-экономическому развитию регионов.
В своем выступлении Виктор Зубков также упомянул меры в отношении ограничения недобросовестной торговли. «С 2010 года работает Закон о торговле. Его положения существенно облегчили доступ малых и средних производителей к торговой инфраструктуре. Закон зафиксировал сроки возврата средств торговыми сетями за поставленную продукцию и ограничил бонусы. Тем не менее определенные проблемы остаются. Сейчас мы вносим в закон дополнительные поправки, чтобы окончательно закрыть все лазейки для дополнительных сборов», – сообщил он.
Другая актуальная тема – присоединение России к ВТО. По мнению заместителя Председателя Правительства РФ, этот шаг, безусловно, создаст новые условия для работы рыбной отрасли, которые еще предстоит внимательно изучить и проанализировать. Тем не менее, он заверил, что и в новых условиях правительство сохранит адекватные меры поддержки рыбаков, направленные на обеспечение конкурентных условий с зарубежными производителями.
«Главное – у всех нас есть общее понимание стоящих перед нами задач, есть общее стремление вместе работать над их решением, искать подходы, которые будут отвечать интересам всех участников – и рыбаков, и государства», – подытожил Виктор Зубков, напомнив, что решения, рекомендации и предложения III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства будут учтены при дообработке проекта Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года.
ПЕРЕД ОТРАСЛЬЮ ВСТАЮТ НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Значимость и знаковость всероссийского съезда отметил в своем выступлении и глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний: «10 лет рыбаки не собирались в таком формате. При современном темпе жизни миновала, можно сказать, целая эпоха. В отрасли состоялись видимые перемены».
По его словам, анализ работы, проделанной с момента проведения II Съезда рыбаков, действительно показал, что большинство важнейших вопросов удалось решить. Глава отрасли отметил и динамику развития рыбохозяйственного комплекса в последние годы. «Бесспорно, в основе всех достижений отрасли – самоотверженная работа рыбаков. Но и без правового регулирования это не было бы возможно. Поэтому необходимо отметить и тот факт, что правительство страны и руководство отрасли провело не менее объемную и важную работу, чем сами рыбопромышленники», – заявил он.
Вместе с тем, руководитель Росрыболовства акцентировал внимание участников съезда на проблемах, которые по его словам нуждаются в оперативном, но продуманном решении. «К сожалению, импульс управленческих решений, давший толчок развитию отрасли, затухает. Уже в текущем году мы можем столкнуться со снижением показателей по вылову. Наша экономическая зона не резиновая и ограничена в ресурсах. Мы столкнулись с проблемами по флоту, по видам рыболовства, по качеству и безопасности продукции.
Перед отраслью встают новые вызовы. Нам предстоит адаптироваться к ВТО, решить стратегическую задачу обновления российского рыбопромыслового флота, удовлетворить кадровый голод отрасли, развернуть научный и образовательный потенциал. Уверен, что мы стоим на пороге инвестиционного бума в аква- и марикультуру. Совместно с Госдумой нам предстоит большая нормотворческая работа. В ближайшее время мы должны разгрести накопивший ворох проблем любительского и спортивного рыболовства, рыбоохраны России. Эти проблемы мы преодолеем сообща», – заявил руководитель агентства.
Не решенным за десять лет осталась и задача создания отраслевой всероссийской мощной общественной организации для уверенного лоббирования интересов рыбопромышленников. «Сегодня де-юре такая всероссийская организация имеется, но по факту ее нет. В результате мнения, озвучиваемые рыбаками различных регионов, зачастую противоречат друг другу. Нам необходимо видеть консолидированную позицию рыбаков, а не отдельных лиц и предприятий. Тогда сообща проблемы можно будет решать и двигаться вперед», – выразил уверенность Андрей Крайний.
ПЕРЕХОД К ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
О том, какие меры могут подтолкнуть российский рыбохозяйственный комплекс к технологическому скачку на пороге вступления в стадию индустриализации, в своем выступлении рассказал Председатель Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
«Сегодня в России нет современной высокотехнологичной индустрии добычи, переработки, доставки и хранения рыбы и рыбопродукции. Есть островки эффективных финансово прибыльных (а не всегда это одно и то же) производств. Поэтому все, о чем думают, говорят и спорят в отрасли: техническое перевооружение предприятий, повышение производительности труда, увеличение инвестиций, – все это называется одним словом – индустриализация», – заявил он.
Среди основных факторов успешной индустриализации рыбохозяйственного комплекса Герман Зверев прежде всего выделил правила для бизнеса. «Долголетние квоты, без всякого сомнения, изменили мотивацию бизнеса и оздоровили отрасль», – считает эксперт.
Но помимо правил регулирования капиталоемкие отрасли нуждаются еще и в «финансовом топливе», для их развития необходимы инфраструктурные проекты. «Вопросом государственной важности является доставка рыбопродукции из регионов Дальнего Востока в основные районы переработки и потребления. Сейчас существует сильное «логистическое трение», которое затрудняет доставку, и в первую очередь – завышенные коммерческие аппетиты ОАО «РЖД». Они приводят к резкому сезонному удорожанию стоимости доставки, а в целом делают продвижение рыбопродукции на российский рынок малокомфортным и затратным», – констатировал докладчик.
По мнению Германа Зверева, инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру – это лучшее лекарство для «порванных сухожилий», которые связывают районы промысла и основные рынки сбыта. В связи с этим президент АДМ предложил делегатам съезда обратиться в Правительство РФ с инициативой включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» средства на развитие припортовых мощностей в ключевых точках перевалки рыбопродукции. Одновременное снижение тарифов на ледокольное сопровождение рыбопродукции Северным морским путем, как надеются рыбаки, заставит, наконец, шевелиться и железнодорожников, и портовиков.
Налоговая поддержка добычи и рыбопереработки – еще один крайне важный стимул для дальнейшей индустриализации отрасли. В настоящее время государством установлены две системные налоговые льготы – единый сельхозналог и сниженная ставка сбора за пользование ВБР. Однако первая из них не включает береговую рыбопереработку и крупные рыбодобывающие предприятия, а второй грозит отмена из-за вступления России во Всемирную торговую организацию. Предложение снизить нормативные ставки сбора за пользование водными биоресурсами до их фактического льготного уровня и тем самым убрать их из поля зрения правил ВТО участники съезда встретили бурными аплодисментами.
Залогом успешной индустриализации может стать импорт технологий и оборудования. Современные технологии и оборудование сегодня выгоднее закупать за рубежом, поэтому президент АДМ предложил ввести на период до 2017 года «таможенную амнистию» для построенных за границей рыбопромысловых судов. Он напомнил, что для создания новых отраслей народного хозяйства, для возрождения производства Россия всегда широко использовала зарубежное оборудование и технологии.
И конечно, подъем отрасли немыслим без частных инвестиций. «Жизнь показывает, что самоуспокоенность бизнеса проходит, давление рынка, внутриотраслевая конкуренция – все это заставляет отказываться от прежних привычек, уходить от ставки на «выжимание» прибыли из устаревшего оборудования. Индустриальное обновление рыбохозяйственного комплекса уже не является заоблачной мечтой. Это практическая задача, в неодинаковой мере, но разделяемая всеми участниками рынка. Поэтому «сухой остаток» съезда я вижу в том, что мы утвердим основные механизмы индустриального обновления важного сектора отечественной экономики», – резюмировал Герман Зверев.
ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В НАУКЕ, А НАУКА – В ФИНАНСИРОВАНИИ
Нерешенность проблем научного обеспечения деятельности рыбопромышленников не только сдерживает развитие отрасли, но и ставит под угрозу саму возможность нормального функционирования рыбохозяйственного комплекса. Этот тезис неоднократно звучал в выступлениях докладчиков III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства: представителей отраслевых общественных объединений и государственных структур, бизнеса и руководства отрасли. С подробным докладом по проблемам рыбохозяйственной науки на съезде выступил генеральный директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров.
В первую очередь он обратил внимание делегатов на отсутствие достаточного финансирования научно-исследовательской деятельности отраслевых НИИ. С 2009 года, когда отраслевая наука перешла с прежней системы финансирования научных исследований через квоты вылова на бюджетные «рельсы», этот самый бюджет начал стремительно снижаться, достигнув критического уровня.
«Из запланированных в бюджете 2009 года 4,5 млрд. рублей после двукратного секвестирования науке досталось только 3,1 млрд. А дальше хуже. Это связано с тем, что четвертый год к этому фиксированному финансированию рыбохозяйственной науки не применяется дефлятор, происходит неуправляемый рост цен, в первую очередь на топливо, растут и социальные обязательства. Таким образом, фактическое финансирование уменьшилось на 40%», – пояснил Лев Бочаров.
Что означает эта сумма в масштабах нашей страны, становится понятно из примера: все финансирование российской рыбохозяйственной науки сегодня равно объему средств, который тратит один из норвежских НИИ в городе Бергене.
Одновременно четко прослеживается разрыв между реальным объемом финансирования и теми задачами, которые государство ставит перед отраслевой наукой сегодня и в планах на обозримое будущее. Так, концепцией развития до 2020 года на отраслевую науку возложены серьезные задачи, в частности обеспечение к этому сроку вылова отечественными рыбаками 6,2 млн. тонн. «Такие планы могут быть выполнены нами только при условии соответствующего организационного, правового и финансового обеспечения исследовательской деятельности», – констатировал гендиректор ТИНРО-Центра.
В результате из-за недостатка средств уже сегодня началось существенное сокращение морских экспедиций. Все это сказывается на качестве и объемах ресурсных исследований, что в конечном итоге ведет к снижению рекомендуемых объемов вылова, а для рыбаков – к сокращению квот.
Необдуманно выстраивается и законодательное регулирование в этой сфере. Так, введение нормы об обязательном уничтожении выловленных в научных и контрольных целях биоресурсов озадачило рыбохозяйственные научно-исследовательские институты дополнительными расходами на сохранение и доставку своих уловов на берег для дальнейшей утилизации. А чрезмерная регламентация отраслевой науки серьезно сузила сферу ее деятельности.
«На наш взгляд, следует разрешить подведомственным Росрыболовству научно-исследовательским организациям изучать и, соответственно, изымать водные биоресурсы в необходимом количестве повсеместно и вне зависимости от сроков», – выразил мнение ученых докладчик. При этом, отметил он, стоит учитывать, что речь идет о совершенно незначительных количествах, не превышающих сотни тонн, которые, с другой стороны, государство могло бы направлять на социальные нужды: распределять среди незащищенных слоев населения.
Больная тема для ученых – состояние научно-исследовательского флота, основу которого составляют 25-летние и более старые суда. Сегодня они уже с большим трудом позволяют выполнять плановые задачи институтов в российских водах и делают нереальными любые замыслы государства по исследованию Мирового океана для расширения районов промысла российских рыбаков.
Кроме того, до настоящего времени не определен статус научного обеспечения аквакультуры, что сдерживает развитие этого направления. «Рыбное хозяйство исторически является сложным комплексом, где все его части тесно связаны. Однако в последние годы государственное финансирование распространяется в основном на исследования биоресурсов, а финансирование технологических исследований аквакультуры и других направлений отослано к бизнесу. Но бизнес предпочитает научному поиску готовые решения. В результате прогресс в данной сфере столь же слаб, как если бы мы изучение сырьевой базы вели только на промысловых, а не научных судах. Исследования безопасности сырья, мониторинг окружающей промысловые объекты среды, влияние искусственных популяций на экосистемы, распространение инвазивных видов, паразитов и болезней, разработка продуктов специального назначения для детей, армии, космоса и т.д. – дела государственные, которые не продвинуть без государственной поддержки», – уверен гендиректор Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра.
В совокупности все эти проблемные моменты препятствуют рациональному, эффективному использованию биоресурсов, доступных российскому рыболовству. Хотя сама наука, несмотря на серьезные трудности, пока еще не растеряла свой потенциал и сегодня способна работать на уровне мировых лидеров в этой области.
АКВАКУЛЬТУРА НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Стоит отметить, что вопросу аквакультуры участники съезда уделили не меньшее внимание, чем проблемам науки. И основной вывод неутешителен: состояние отечественной аквакультуры не соответствует ни тенденциям мирового развития, ни потенциальным природным возможностям России.
Так, в своем выступлении заместитель председателя Правительства РФ Виктор Зубков назвал развитие аквакультуры в числе основных задач, стоящих перед рыбной отраслью. «Потенциал России на этом направлении громадный, но используется пока слабо. На долю аквакультуры приходится не более 3% рыбопродукции. В других странах этот показатель достигает 40%. Ситуацию надо менять», – заявил он.
И, по мнению вице-премьера, предпосылки для этого есть: «Сейчас идет подготовка закона «Об аквакультуре». Он уже рассмотрен Госдумой в первом чтении. По ряду вопросов его необходимо доработать с вашим участием», – обратился к делегатам Виктор Зубков.
Аналогичной точки зрения придерживаются и в регионах. «Развитие аквакультуры сдерживается отсутствием законодательной базы для этого вида деятельности. Необходимо скорейшее принятие федерального закона «Об аквакультуре», который определит понятные всем участникам правила игры», – подчеркнул в своем докладе заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Карепкин.
«Главной перспективой развития рыбного хозяйства Сибири является аквакультура. В настоящее время выращивается около 10 тыс. тонн рыбы. Потенциальные возможности очень велики и составляют сотни тысяч тонн», – уверен директор ФГУП «Госрыбцентр» Александр Литвиненко.
«Марикультура в России находится на начальной стадии развития и поэтому ей требуется поддержка государства, – отмечалось в сообщении члена Генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия», сопредседателя отраслевого отделения по рыбохозяйственному комплексу Александра Гривняка. – Сейчас наметились хорошие перспективы для создания крупных рыбоводных хозяйств в Мурманской области, в Баренцевом и Белом морях. И их продукция – атлантический лосось, форель – будет уже идти на отечественный рынок. Более того, при благоприятном развитии рыбопромышленного кластера на северо-западе России возможно замещение импорта семги и форели из Норвегии выращенной отечественной рыбой».
Пока же сектор сталкивается с немалыми трудностями: импортные технологии и оборудование, посадочный материал и рыбные корма. «Нам представляется логичным ввести в систему распространение льгот, которыми пользуются сельхозпроизводители пищевой продукции, на производство рыбной продукции для организаций, работающих в сфере марикультуры. Желательно также предоставление льгот по НДС – на три года, а по налогу на прибыль – на период с 2013 по 2016 годы», – предложили в «Деловой России».
По словам гендиректора ЗАО СПХ «Липецкрыбхоз» Михаила Булгакова, нужно «просить Правительство о том, чтобы у нас были утверждены специальные программы поддержки рыбоводства и аквакультуры, а также определено ведомство, которое постоянно и эффективно будет работать со структурами ВТО по вопросам согласования новых мер поддержки рыболовства и аквакультуры».
Все участники съезда высказались за ускорение работы над законопроектом «Об аквакультуре» и его доработку по позициям, касающимся собственности на товарную продукцию рыбоводства, земельных отношений, государственных функций в этой сфере и т.д. В итоговое решение съезда также предложено внести пункт о необходимости принятия мер для развития научного обеспечения и подготовки квалифицированных специалистов для нужд аквакультуры.
РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ ЗАПУТАЛАСЬ В СЕТЯХ БЮРОКРАТИИ
Не теряет актуальности и проблема отношений рыбопромышленников с контрольно-надзорными органами: именно в этой сфере на сегодняшний день сконцентрированы самые большие риски для законопослушных рыбаков.
«Применяемые на сегодняшний день методы и способы охраны водных биологических ресурсов не обеспечивают их безопасность и рациональное использование», – заявил на III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский. По его словам, контрольно-надзорные органы при организации охранных мероприятий делают упор на «работу» с законопослушными «легальными» рыбаками, оставляя без должного внимания настоящего браконьера, а также флот, работающий под «удобными» флагами. При этом во все инстанции рассылаются рапорты о высоких показателях работы, без учета статистики иностранного импорта в «портах приема» рыбной продукции, добытой в исключительной экономической зоне РФ.
Из сложившейся ситуации рыбаки видят выход в решении на законодательном уровне вопроса с определением понятий «браконьер» и «нарушитель правил рыболовства» и переориентации контрольно-надзорных органов на работу по контролю за нахождением в ИЭЗ РФ судов под «удобным» флагом. Кроме того, необходимо продолжать переговоры на межгосударственном уровне по созданию условий, запрещающих поставки в зарубежные порты незаконно добытых водных биоресурсов, выловленных в российских водах судами третьих стран.
Пока же понятия надзора и контроля в отношении рыбопромышленников по-своему толкуют и Пограничная служба, и таможня, и Россельхознадзор, и даже портовые власти. «Пресс проверок, необоснованных задержаний (судов, продукции), различия в трактовке нормативно-правовых актов, двойные наказания, произвол должностных лиц всех рангов и мастей приводят к колоссальным непроизводительным потерям промыслового времени и убыткам, а как следствие, – к снижению показателей отрасли в целом», – отметил вице-губернатор Приморья.
С дальневосточными рыбаками полностью согласны их коллеги из других регионов. «Мы считаем верхом неуважения к собственным рыбакам действующую систему пограничных, таможенных и ветеринарных процедур, навязывание необоснованных платных услуг в виде ветеринарно-санитарной экспертизы нашей рыбной продукции и многочисленных проверок ветеринарной службой федерального уровня наших рыболовных судов, а также взаимоотношения с другими контролирующими органами в российских портах. Это не позволяет оперативно обработать рыболовное судно в порту, что приводит к затратам времени в 2-3 раза больше, чем за границей», – заявил, выступая на съезде, капитан Мурманского тралового флота Андрей Гуляев.
«Можно привести примеры, когда таможенные органы при доставке запчастей на суда перевешивали детали и, найдя разницу между указанным в декларации и фактическим весом в несколько килограммов, составляли протокол об административном правонарушении. Суды заняты рассмотрением подобных дел, тратятся тысячи рублей на судебные издержки и создается видимость работы, а рыбак всеми силами пытается не заходить в родной порт, чтобы не получить очередную «пилюлю», – констатировал представитель Северного рыбохозяйственного бассейна.
Наглядным примером отношения контролеров к рыбакам стала ситуация с перегрузами рыбопродукции, добытой в исключительной экономической зоне РФ по прибрежной квоте. Несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на перегруз рыбы на транспортные суда в режиме прибрежного рыболовства, погрануправления в ряде регионов инициировали судебные разбирательства, обернувшиеся многомиллионными штрафами для компаний и капитанов.
«Зачем ловить браконьеров в море, когда такими штрафами можно убедить руководство в эффективности своей работы? А то, что за этим последует необоснованное банкротство предприятия, потеря работы и заработка этих людей не волнует, торжествует принцип «бей своих, чтоб чужие боялись», – выразил общее мнение Андрей Гуляев.
Среди нерешенных проблем по-прежнему числится многократное пересечение границы по уведомительному характеру – соответствующее постановление Правительства РФ так и не заработало в полную силу. Мешают нормальной работе практически ежегодные изменения перечня технических средств мониторинга за местоположением судна. Дополнительные бюрократические препоны сулит рыбной отрасли и готовящийся «Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла», а также перечень мер по его реализации, по крайней мере, в их нынешней редакции.
Часть этих вопросов можно было бы решить на региональном уровне, но только при наличии доброй воли всех заинтересованных сторон, а вот ее-то как раз зачастую не наблюдается. «Стало очень трудно работать с контролирующими органами на местах. Все наши попытки контакта с ними заканчиваются формальными встречами, где нам разъясняют, что мы, дескать, понимаем, что это плохо для рыбаков, но ничего поделать не можем. Полностью исчезло понятие «шага навстречу» по созданию условий для работы предприятий. Причем мы не требуем поблажек в вопросах технического состояния флота, соблюдения Правил рыболовства, не поддерживаем браконьеров, но законопослушные рыбаки не должны встречать надуманных бюрократических преград», – резюмировал капитан Мурманского тралового флота.
НЕЗАМЕНИМАЯ ПЕРЕРАБОТКА
Насколько важна роль переработки в рыбохозяйственном комплексе, участникам съезда в своем докладе показал председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев. Продолжив уже озвученную предыдущими докладчиками идею, он также отметил, что потенциал показателей отрасли ограничен ресурсной базой, а значит, темпы их роста невозможно будет сохранить лишь за счет вылова. «Валовой отраслевой продукт может быть увеличен не на 20%, как на промысле, а в разы, если мы увеличим добавленную стоимость. При этом будет происходить технологическое развитие, появятся новые рабочие места, будет развиваться экономика удаленных территорий», – отметил представитель перерабатывающей отрасли в своем докладе.
Помимо того, что переработка является мощным драйвером экономического развития, отрасль играет важнейшую роль в непосредственном обеспечении потребителей рыбной продукцией, а значит, вносит вклад и в поддержание здоровья целой нации. В связи с этим председатель союза озвучил идеи по созданию агентства по пропаганде потребления рыбы. Кроме того, по его мнению, полезным может оказаться создание системы добровольной сертификации качества, внедрение электронной системы прослеживаемости прохождения и перемещения рыбной продукции и т.д.
Но решение такого рода задач, по его словам, требует тщательного подхода, а не простых «команд» рыбакам. Требуется системная работа правительства, промысловых союзов. Необходимы и условия для устойчивого развития отрасли. Нужно выработать экономически обоснованные стимулы для более глубокой переработки. И необходима консолидация общественных союзов, которые являются ключом к развитию новой экономики.
Юрий Алашеев отметил, что примеры успешного взаимодействия бизнеса с государством в эффективной организации промысла в отрасли уже есть. «Мы призываем распространить этот опыт на рыбоперерабатывающую отрасль, совместно разработать госпрограмму развития переработки и совместно ее реализовать, неся равную ответственность за результат. Но во-первых, переработка должна «обрести» ведомство, за нее отвечающее», – резюмировал он.
РАСПЫЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – НЕ НА ПОЛЬЗУ «РЫБНОЙ» ГОСПОЛИТИКЕ
Спектр озвученных на Всероссийском съезде рыбаков вопросов в очередной раз продемонстрировал, насколько широк диапазон проблематики отрасли, управление которой возложено на федеральное агентство. Вывод, по мнению рыбаков и руководства отрасли, очевиден – назрела реальная необходимость преобразования Росрыболовства в министерство со всеми необходимыми полномочиями для системного развития рыбохозяйственного комплекса.
Предложение о создании такого органа нашло отражение в Решении III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Делегаты съезда предложили руководству страны повысить роль федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию государственной политики в области рыбного хозяйства и сохранения водных биоресурсов, путем создания в структуре органов государственного управления Министерства рыбного хозяйства России, наделенного необходимыми правами и полномочиями.
«Как бы ни называлось новое ведомство, безусловно, необходимо, чтобы в круг его полномочий входило формирование государственной политики не только в области добычи водных биоресурсов, но и переработки, хранения, транспортировки, обеспечения безопасности уловов и продукции из ВБР, а возможно, и ее реализации. Ведь все это – единый комплекс, звенья одной цепи по доставке качественной и по возможности недорогой рыбы из моря на столы россиян», – заявил по итогам съезда журналистам руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
РЕШЕНИЕ СЪЕЗДА ОЧЕРТИЛО ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ
Итоги съезда и одновременно план по корректировке работы рыбохозяйственного комплекса России представители отрасли изложил в Решении III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства.
В частности, делегаты высказались в поддержку 20-летнего закрепления долей квот добычи водных биоресурсов и сохранения «исторического принципа» наделения ими пользователей; скорейшего принятия Федерального закона «Об аквакультуре»; разработки мер, стимулирующих обновление рыбодобывающего флота; введения вторичного оборота долей квот и использования их в качестве предмета залога для лизинговых компаний и получения кредита в коммерческих банках.
В итоговом документе съезда также отмечается необходимость разработки плана поэтапной адаптации рыбохозяйственного комплекса к правилам ВТО, повышения социальной защищенности работников отрасли, дальнейшего совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы. Требуется провести анализ «практики применения мер государственного контроля за сохранностью водных биоресурсов в части двоякого толкования законодательства РФ или недостаточно регламентированных и избыточных процедур», – подчеркивается в решении. Для рассмотрения противоречий в действующих и вновь издаваемых документах предложено создавать согласительные комиссии из представителей органов исполнительной власти и общественных организаций рыбаков.
По мнению участников съезда, вопросы увеличения финансирования отраслевой науки, применения мер государственной поддержки рыболовства и аквакультуры, развития отраслевой добывающей и перерабатывающей инфраструктуры должны найти отражение в проекте Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса.
Представители рыбацкого сообщества признали целесообразным проведение Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства и Всероссийских выставок достижений рыбной отрасли один раз в три года. Таким образом, следующий съезд рекомендовано созвать в мае 2015 года.
Кроме того, по итогам обсуждения решено просить Президента РФ провести заседание Госсовета по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса России с учетом решений III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Местом для проведения Госсовета может стать Сахалинская область – с такой инициативой выступили власти региона.