Прибрежный флот Мурмана выходит на международную арену
Председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманской области Анатолий Евенко готовит пакет документов для вступления в Северо-Атлантический Альянс прибрежных рыбаков. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ИА Nord-news.
В это объединение входят союзы и ассоциации прибрежников стран арктического бассейна - Норвегии, Исландии, Канады, Гренландии и Фарерских островов. Теперь в Северо-Атлантический Альянс войдет и Россия в лице мурманской ассоциации прибрежников.
С предложением выхода на международный уровень профессионального общения обратился к мурманским прибрежникам Бьорн Йенсен, глава рыбаков прибрежного промысла Норвегии. А его в свою очередь навел на эту мысль положительный пример сотрудничества Союза рыбаков-океанистов Норвегии и Союза рыбопромышленников Севера. Деловые и дружеские контакты окрепли настолько, что президент Союза рыбаков Норвегии Рейдар Нильсен даже оказался в числе приглашенных на III Всероссийский съезд работников рыбной промышленности.
В феврале Анатолий Евенко отправился «на разведку» в Рейкъявик, где проводилось традиционное, ежегодное совещание членов Северо-Атлантического Альянса прибрежников. Впечатления от мероприятия остались самые положительные.
«Проблемы, которые тревожат коллег, схожи с нашими, - немного удивлен Анатолий Анатольевич. - Они говорили о влиянии на результаты промысла работы нефтегазовой разведки и добычи, масштабного, пропагандируемого экологами, использования ветерогенераторов как в воде, так и на берегу. У рыбаков-прибрежников арктических стран тоже - не очень-то современный флот, в сравнении с океанистами. К тому же, он -очень мелкий. У нас маломерные суда достигают длины 32-34 метра, а у них бывают уж действительно, как «лодка с веслом».
Очень Анатолию Евенко понравилась тема обязательности заключения тарифных соглашений между рыбаками и судовладельцами, отраслевых коллективных договоров -по-нашему. Ежегодно величина средней зарплаты рыбака пересматривается в сторону повышения. Тарифные соглашения в прибрежной рыбной отрасли северных стран действуют везде, в противном случае судовладельцев могут лишить квоты. В России, и в частности в Мурманской области, - далеко не так. Отраслевое тарифное соглашение есть разве что только в Мурманском траловом флоте, а в более мелких компаниях, не говоря уже о маломерных, нет не только таких соглашений, но даже профсоюза.
В рамках совещания членов Северо-Атлантического Альянса прибрежников состоялась 24-я международная встреча прибрежников и океанистов со сбытовиками пинагора и продукции из его икры. В ней приняли участие порядка 40 бизнесменов, представляющих, помимо перечисленных выше стран, также Данию, Германию, Исландию, Испанию, Швецию и США. Покупатели продукции из пинагора убеждали рыбаков в увеличении добычи этого биоресурса, поскольку он начинает завоевывать не только традиционный китайский рынок, но и становится все более узнаваем на рынке ЕС.
Пинагор лет 10 назад пытались активно добывать, с подачи ученых ПИНРО, и в Баренцевом море. Мурманчане, наверное, помнят, что на прилавках магазинов иногда лежала икра пинагора, окрашенная в пищевой красный и черный цвет. Однако потом продукт исчез и давно уже не появляется.
Как пояснил Анатолий Евенко, добыча пинагора малорентабельна и трудоемка, квадраты его промысла практически совпадают с местами промысла камчатского краба, который заползает в тралы, выставленные на пинагора. В Рейкъявике сбытовики убеждали Евенко, что мурманским прибрежникам, которые захотят вернуться к промыслу пинагора, нужно выйти на контакт с провинцией Финнмарк. Там и специальный трал подберут, и хорошие рецепты для переработки пинагора покажут, и каналы сбыта откроют. Следующее заседание участников рынка по сбыту этой рыбы состоится в феврале 2013 года в Париже. Как знать, может быть, скоро французские «лягушатники» переквалифицируются с участием мурманчан в «пинагорщиков».
Анатолий Евенко считает, что вступление в альянс должно поднять самооценку мурманских прибрежников. Надо подтягиваться к уровню мировых рыболовных держав, и в первую очередь строить и приобретать новые суда, переоснащать их, производить высококачественную продукцию из свежеохлажденной рыбы. Именно из свежеохлажденной, которая в несколько крат по своим полезным и вкусовым качествам превосходит мороженую. Кстати, отметил председатель правления Ассоциации прибрежников, в прибрежных арктических стран рыбная отрасль на 80% состоит из прибрежного флота. Потому там и нет столь острого конфликта интересов между океанистами и маломерщиками, как у нас в России.
Что касается обновления прибрежного флота, который в Мурманской области по степени изношенности еще хуже, чем океанический, то в Ассоциации прибрежников уже есть 3 компании, которые готовы этим заняться. Это «Севрос», «Бионорд» и «Семь островов». У этих добывающих компаний - хорошая кредитная история, и они могли бы взять кредит практически в любом российском банке. Есть и проекты постройки малых траулеров, которые можно реализовать в Петрозаводске или Санкт-Петербурге. Например, проект №12961 «Лаукува», образцы судов по которому уже построены в Карелии. Но препятствием благому намерению служит непредсказуемость российского законодательства.
«Рыбопромышленники говорят: построю я судно, а потом пограничники наложат на него штраф в соответствии с каким-то своим толкованием норм закона, и у меня его отберут», -приводит рассуждения судовладельца Анатолий Евенко.
О загадках отраслевого законодательства, к слову, шла речь и на недавнем съезде российских рыбаков. «Что толку от этого съезда?» - спрашивает сам у себя Анатолий Анатольевич и отвечает: «Мероприятие носило яркий предвыборный окрас. Как я понял, пока не сменится кабинет министров, чем, безусловно, займется избранный президент, никаких резких телодвижений ни от законодателей, ни от политиков ожидать не стоит».
Комментируя итоги рыбацкого съезда, Анатолий Евенко выразил недоумение, что первую скрипку на нем играли дальневосточники, которые долго от участия в этом отраслевом сборе поначалу отказывались. «И длился съезд всего один день. Я считаю, собирать столь представительное сборище по всей стране на 6 часов не стоило. Ни богу - свечка, ни черту кочерга», - подытожил он.