Непредсказуемость чиновников сдерживает развитие прибрежного промысла
Не успели рыбаки-прибрежники уладить с пограничниками одни спорные вопросы, как им предъявляют новые претензии. В начале 90-х годов прошлого столетия в рыбной отрасли, как и во всей стране, происходили значительные перемены. Рыболовные компании Северного бассейна перестали привозить в порт Мурманск свежую и охлажденную рыбу. Весь вылов морозили на судах, так как это было экономически выгодней. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на fishonline.ru.
В 1993-94 гг. Мурманский рыбокомбинат практически остался без сырья, а работники без работы. Это привело к тому, что рыбообработчицы предприятия были вынуждены выйти на пикет. В те годы губернатором области был Евгений Комаров. В результате 15 сентября 1994 года вышло постановление администрации Мурманской области о прибрежном рыболовстве. Основная цель этого распоряжения заключалась в том, чтобы загрузить сырьем предприятия береговой рыбопереработки.
До этого момента на Северном бассейне не было небольших судов для ведения прибрежного промысла. Покупали их в других регионах, перегоняли на Север, некоторые восстанавливали практически из металлолома. Рисковали. Никто не знал, как поведут себя рыбацкие кораблики в суровом Баренцевом море.
Конечно, условия работы и быта на маленьких судах тяжелее, чем на больших траулерах. Существенней и зависимость от погодных условий. Но есть и плюсы для рыбаков прибрежников. Каждые пять-шесть дней судно заходит в порт. Три-четыре раза в месяц моряк бывает дома с семьей. Многие за эту работу держатся. Ведь члены экипажей больших судов по полгода находятся в море на промысле.
Судовладельцам приходится проводить грамотную кадровую работу. Нанимать хороших специалистов, платить достойную зарплату.
- На наших предприятиях нет большой текучки кадров. Люди работают по 5-10 лет, - говорит генеральный директор ООО «Бионорд», одной из компаний, ведущих прибрежный промысел в Баренцевом море, Марина Бачурихина.
По оценкам специалистов, на прибрежном флоте Мурманской области сейчас работают порядка тысячи двухсот человек плавсостава. Вся выловленная рыба поступает на российский берег. Соответственно у рыбопереработки есть сырье, в среднем около полутора тысяч человек трудятся на фабриках, а летом их число увеличивается. Плюс люди, занятые на берегу обеспечением судов, на фабрике орудий лова, в судоремонте, порту и транспортных компаниях. Прибрежка дает положительную тенденцию развитию береговой инфраструктуры.
- В Мурманском порту наши суда получают все снабжение. Это и промвооружение, и топливо, и продукты, - подчеркивает Марина Бачурихина. - Здесь ведется техническое обслуживание и ремонт кораблей. Благодаря прибрежному промыслу на береговых предприятиях Мурманской области создано более четырех тысяч рабочих мест.
Сейчас прибрежная отрасль региона нуждается в глубокой модернизации. Самому новому судну более семнадцати лет. Но административный пресс сдерживает развитие прибрежного промысла. Не успели в прошлом году уладить с пограничниками одни спорные вопросы, как появились новые претензии.
Шесть лет в соответствии с правилами рыболовства все считали, что неизбежный прилов квотируемых видов при промысле тех рыб, на которых общий допустимый улов не определяется, не идет в учет общей квоты. Если, например, судно выбрало квоту на треску, то дальше оно может заниматься промыслом зубатки или камбалы. При этом правилами рыболовства допускает определенный процент неизбежного прилова трески. Но с конца прошлого года пограничники фактически запрещают такой промысел, если у компании есть квота и она полностью освоена. В морской инспекции решили, что такой прилов должен засчитываться в выделенную на год квоту, а заодно задним числом наказать рыбаков за перелов.
Хотя Законом о рыболовстве предусмотрено уменьшение квоты в следующем году, если компания допустила перелов, суд, видимо идя навстречу пограничникам, наказывает рыбаков как за браконьерство. И они вынуждены смиренно платить несправедливые штрафы, потому что риск потерять флот и бизнес весит как дамоклов меч. Поэтому рыбаки боятся проводить модернизацию и начинать строительство новых судов.
- Каждый год идет борьба с каким-то ведомством. Мало того, что нас привлекают как браконьеров. Так еще и претензии выдвигают задним числом, когда уже ничего в работе не поменять, - рассказывает Марина Бачурихина.
Конечно, государства надо бояться, если планируешь что-то противоправное. Но непредсказуемость чиновников и инспекторов сдерживает и благие намерения рыбаков: строительство новых судов, развитие бизнеса, модернизацию производства.