Возобновилась дискуссия о возможности добычи камчатского краба в прибрежных водах Кольского полуострова
С новой силой на рыбном Мурмане возобновилась дискуссия о возможности добычи камчатского краба в прибрежных водах Кольского полуострова. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Би-порт.
Напомним, о своих претензиях на такой промысел заявляют, в первую очередь, рыбаки-прибрежники. Они мотивируют это тем, что запрет на ловлю краба на мелководье, действующий последние два года, подрывает экономику прибрежного промысла и береговой обработки.
Краб крабу рознь
Учёные же, напротив, говорят о необходимости пролонгации режима запрета для сохранения популяции этого ценного биоресурса. Дело в том, что самцы промысловых размеров преобладают в исключительной экономической зоне, на глубоководье, вдали от берега, именно в этих районах происходит нагул и рост крабов. В прибрежной зоне, то есть в территориальном море, преобладают самки и молодь. Эти районы – своеобразный детский сад для развития будущих промысловых особей. Крупные самцы у берега встречаются редко и, соответственно, в уловах преобладают самки и молодь, а не самцы промыслового размера. А, напомню, добывать можно только самцов, достигших определённого размера. Вылов самок и молоди запрещён.
Лицензия на убийство детёнышей
К запрету на прибрежную добычу краба привели данные исследований учёных ПИНРО: во всей прибрежной зоне наблюдались выловы самок и молоди, на порядок превышающие допустимые значения. Это привело к катастрофическому уменьшению популяции промысловых особей краба. Общий допустимый улов камчатского краба в Баренцевом море снизился с 10-12 тысяч тонн до 4 тысяч тонн в год. Колоссальные потери для биоресурсов Мурмана, колоссальные потери для бюджетов всех уровней!
Заместитель директора ПИНРО Юрий Лепесевич: «Прибрежные воды Мурмана для камчатского краба являются местом линьки, спаривания и роста молодых особей. Итоги водолазно-ловушечных исследований показали значительное уменьшение числа промысловых самцов и увеличение доли молоди и самок в этих водах».
Никому не придёт в голову выдавать охотникам лицензии на отстрел детёнышей лесной дичи. Такая охота называется варварским браконьерством. А кого собираются добывать приверженцы бесконтрольного крабового промысла? Правильно, крабов-детёнышей. И хотят иметь на это лицензию.
Зачем браконьеру квота?
По данным правоохранительных органов, только за последние четыре годы при проверке автомобилей при попытке вывезти из Мурманска задержано более 76 тонн браконьерской крабовой продукции. Только в прошлом году должностными лицами Погрануправления было возбуждено 33 уголовных дела за незаконный вылов камчатского краба в Баренцевом море. Выявленный браконьерский вылов этого ценного вида составил 33 тысячи экземпляров. Но это то, что удалось найти. Однако, по оценкам аналитиков Пограничного управления ФСБ по Мурманской области, ежемесячный объём добычи краба-сырца маломерными судами составляет порядка 50 тонн!
Маломерные суда выходят в море по квотам любительского и спортивного рыболовства или якобы для добычи морского ежа и ламинарии, и, практически в открытую, осуществляют варварский лов крабовой молоди и самок. Улов выгружается на берег в малонаселённых местах и затем перерабатывается кустарным способом, зачастую прямо в гаражах, как в последнем случае в Видяево, о котором сообщал «Би-порт».
Сейчас, если маломерное судно попадается с уловом краба, это однозначно расценивается как преступление. А теперь представим себе ситуацию, когда оно обладает крабовой квотой хотя бы тонн на пять. Тогда, бесконтрольно и неограниченно добывая краба, в случае задержания можно предъявить «бумажку»: мол, ловим в пределах своей квоты.
Cui prodest? (Кому выгодно?)
Снижение численности промысловой популяции краба за счёт того, что молодь просто не успевает подрасти у побережья, попадая в браконьерские ловушки, больно ударяет по тем компаниям, которые ведут добычу этого биоресурса в открытом море. Хотя как раз в этих районах, по рекомендации учёных, ОДУ камчатского краба сейчас, после двух лет моратория на крабовую «прибрежку», можно уже поднять в полтора раза.
Кто против? Вроде, никто, но дискуссия об этом продолжается. Предлагают, в частности, вместо увеличения добычи краба в открытом море разрешить его добычу у побережья.
Отгадка лежит на поверхности. Чем меньше объём легальной добычи краба, тем выше его рыночная цена. И хорошо от этого только браконьерам и перекупщикам.
А раз так, то браконьерский промысел в прибрежных водах будет расти, как на дрожжах, будут появляться всё новые и новые подпольные «цеха-гаражи».
Естественно, не идёт никакой речи о пополнении бюджетов разных уровней.
Нужно ли обеспечивать занятость населения за счёт развития браконьерства?
Нужны ли высокие цены на краба, недоступные для среднего потребителя?
Вопросы не риторические. Да и ответы на них очевидны.