Мурманские прибрежники обратились к руководству Росрыболовства.
Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана направила обращение заместителю руководителя Росрыболовства Василию Соколову в связи с прошедшим селекторным видеозаседанием, касающимся обсуждения проекта Концепции развития рыболовства в прибрежных регионах. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на b-port.com.
Мурманские прибрежники в целом поддерживают проект Концепции, но с некоторыми дополнениями.
Ниже публикуем текст обращения полностью:
Заместителю руководителя
Федерального агентства по рыболовству
В. И. Соколову
О проекте Концепции развития рыболовства
в прибрежных регионах Российской Федерации
до 2020 года
Уважаемый Василий Игоревич!
В развитие селекторного видеозаседания, касающегося выработки предложений, замечаний в проект Концепции развития рыболовства в прибрежных регионах Российской Федерации до 2020 года, прошедшего 17 мая под Вашим председательством, сообщаем следующее.
Прибрежное сообщество, в частности некоммерческая организация "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ), неоднократно ставило и продолжает ставить на всех уровнях власти вопрос о разработке в установленном порядке специальной профильной федеральной программы дальнейшего развития прибрежного комплекса (главной составляющей которого является прибрежное рыболовство) в прибрежных регионах Российской Федерации, территории которых удобно примыкают к морю и наиболее насыщены прибрежной рыбохозяйственной инфраструктурой.
Мы с удовлетворением отмечаем актуальность и правильность принятия управленческого решения Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству, исполнительными и законодательными органами власти Мурманской области по разработке данного программного документа, установки которого, мы надеемся, будут отвечать требованиям поручений Президента Российской Федерации, данных им 31 августа 2007 г. в г. Астрахани и последующих за ними соответствующих указаний заинтересованным федеральным, региональным, муниципальным органам всех ветвей власти.
Следует отметить – прибрежное рыболовство в субъектах РФ, отвечающим вышеуказанным критериям его функционирования – не просто должно, а обязано быть их вотчиной, т.к. оно является значительной мерой реального сектора экономики рыбного хозяйства и, с целью сохранения жизни, востребовано населением, проживающим на побережьях.
А в условиях роста цен на продукты питания даже первой необходимости – пополнение пищевого рациона всех россиян за счет самовоспроизводящихся водных биологических ресурсов, представленных людям прибрежными морями – имеет основу стратегического значения и формата продовольственной безопасности страны в целом.
Напоминаем – вся продукция, выпущенная прибрежными рыбаками Ассоциации Мурмана доставляется только на российский берег и только в свежем и охлажденном видах. За 2011 год она составила 25 тысяч тонн, за 10 лет существования Ассоциации соответственно 96 тысяч тонн разных видов рыб.
Мультипликативный эффект прогрессивен, каждый рыбак-прибрежник привлекает к работе 7-9 человек других профессий, промысловая тенденция растет из года в год и, вместе с нею, и налоговые поступления в бюджеты разных уровней.
Прибрежный промысел является если не единственным, то основным традиционным социальным поставщиком качественной и необходимой для здоровья человека рыбной продукции по возможно доступным для него ценам, причем, в том числе, и напрямую с борта судов населению через торговые формирования г. Мурманска и области.
На плечах прибрежного флота Ассоциации (порядка 40 судов) лежит обязанность по загрузке свежей и охлажденной рыбой береговых рыбоперерабатывающих фабрик. По состоянию на май т.г. все береговые перерабатывающие мощности (порядка 10-15) загружены полностью, даже испытывается излишек рыбы данного ассортимента.
Это стало возможным благодаря решению Правительства РФ по осуществлению ведения прибрежного рыболовства за пределами территориального моря. Следует отметить, на основании нашего опыта, такое решение принято и по Дальнему Востоку.
Справедливости ради нужно сказать, оба эти решения принимались очень болезненно. Однако практика (особенно мурманчан) показала целесообразность и жизнестойкость этого мероприятия для прибрежного рыбодобывающего сообщества.
Таким образом, рыбаки-прибрежники уже работают в открытом едином промысловом пространстве и нет никакой необходимости законодательно выдумывать и образовывать некое эфемерное пространство, особенно для Северного бассейна.
На наш взгляд, рассуждения и выводы отдельных специалистов, ученых и иных представителей формирований рыбного хозяйства РФ на предмет исключения понятия "прибрежное рыболовство" как такового из законодательства вообще – является не только неправильным, но и вредным на данном этапе развития и оздоровления рыбного хозяйства в приморских регионах РФ.
С учетом выше изложенного, а также принимая во внимание тот факт, что прибрежное рыболовство является социально значимой составляющей всего рыбного хозяйства РФ и напрямую отвечающей Доктрине продовольственной безопасности страны, провозглашенной Президентом РФ, предложить:
1. В целом проект Концепции развития рыболовства в прибрежных регионах Российской Федерации до 2020 года концептуально отвечает требованиям существующих методик по разработке на начальных этапах стандартных программ,
однако считать необходимым, внести в нее следующие дополнения:
прибрежному рыболовству следует придать особый стратегический статус в продовольственной безопасности в регионах с наиболее насыщенной рыбной инфраструктурой;
законодательно создать прибрежной деятельности зону особого благоприятствования, дать ей "зеленый коридор" от промысла до реализации продукции прибрежных промыслов. Указанную норму обязательно прописать в V разделе Концепции;
прибрежное рыболовство – это специфическая деятельность рыбного хозяйства и она отлична от океанических промыслов, прежде всего, своей социально-экономической направленностью, оперативностью и быстрым адаптированием к современным рыночным условиям. Таким образом, совмещать эти два вида промысла, во всяком случае, для Мурманской области, ни в коем случае нельзя. Тем более, в Баренцевом море запасы трески и пикши являются общими: с Норвегией имеются долгосрочные соответствующие международные соглашения по управлению этим запасом.
В Концепции явно просматривается стандартный единый законодательный "армяк" для прибрежного рыболовства РФ. Но у каждого прибрежного субъекта Федерации своя специфика, геополитические, климатические и иные условия. И это обстоятельство обязательно необходимо учитывать на местах.
В этой связи следует пересмотреть (учитывая установки Президента РФ в этой части) отдельные полномочия федеральных и региональных властей по управлению водными биологическими ресурсами, передав всю полноту власти и ответственности за эксплуатацию указанных ресурсов в заинтересованные прибрежные субъекты РФ.
Само собой напрашивается вывод – нужна законодательная норма, дающая право указанным субъектам Федерации самим законодательно регулировать и совершенствовать на местах свою прибрежную деятельность с регулярным отчетом центру.
Указанную субъектовую новацию необходимо изложить в III разделе Концепции.
2. Правление НО АПРФХМ поддерживает предложения губернатора Мурманской области, направленные ранее руководителю Федерального агентства по рыболовству 27.04.2012 г. № 01/1148МК касательно указанной Концепции.
3. Правление НО АПРФХМ также одобряет позицию и предложения Союза рыбопромышленников Севера по обозначенной проблеме.
С уважением,
Председатель Правления,
Руководитель НО АПРФХМ А. А. Евенко.