Россия - Норвегия: политика рыболовства
Арктические страны намерены развивать не только добычу углеводородов, но и рыболовецкий промысел. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой rus.ruvr.ru.
Однако хороший улов в водах северных морей может обернуться политическими проблемами. Не каждый рейс к архипелагу Шпицберген заканчивается удачно.
Исследователи называют шельф Северного Ледовитого океана крупнейшей нефтегазоносной территорией Земли. При этом арктические страны намерены развивать не только добычу углеводородов, но и рыболовецкий промысел. Однако хороший улов в водах северных морей может обернуться политическими проблемами.
Потенциальные запасы углеводородов за полярным кругом оцениваются в 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров газа. Но арктические страны не забывают о биологических ресурсах. В так называемом атлантическом секторе Северного Ледовитого океана ежегодно вылавливают более миллиона тонн рыбы. Около 600 тысяч тонн приходится на Россию – это приблизительно 15 процентов всего российского улова в Мировом океане. Одним из наиболее оживленных является район архипелага Шпицберген, где, по некоторым данным, ежегодно вылавливается почти 460 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Это - треска, пикша, сайда и сайка. Улов российских рыбаков в этой зоне составляет порядка 170 тысяч тонн. Впрочем, не каждый рейс для них заканчивается удачно, говорит представитель Росрыболовства Александр Савельев:
"Некоторое время назад участились случаи задержания наших рыболовных судов в районе архипелага Шпицберген. Но вмешательство МИД России и широкий общественный резонанс, видимо, сделали свое дело. По крайней мере в этом году ни одного такого случая задержания не было. На смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству нам удается регулировать правила рыболовства и объемы вылова".
Международно-правовой статус архипелага Шпицберген определяется Парижским договором 1920 года, который подписали около 40 государств. Архипелаг находится под суверенитетом Норвегии, а страны-участницы имеют одинаковый свободный доступ в воды Шпицбергена. Но позднее оказалось, что у Осло свой взгляд на этот документ. В 70 годах прошлого века Норвегия в одностороннем порядке установила 200-мильную рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена и игнорирует международные правила и нормы рыболовства, говорит представитель Росрыболовства:
"Россия никогда не признавала и не признает введенных Норвегией правовых актов по Шпицбергену. Это район международного управления. И норвежские коллеги могут рассматриваться лишь как некие управляющие архипелага. Однако это не означает, что они могут применять собственные правила рыболовства, в частности, в отношении российских рыбаков".
Но, несмотря на разногласия, в Москве и Осло говорят о необходимости совместного управления рыбными ресурсами. Специалисты надеются согласовать параметры промысла уже к осени – к следующему заседанию российско-норвежской комиссии по рыболовству. Так могут быть сняты все поводы для задержания российских рыбаков, говорит эксперт Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Александр Глубоков:
"Россия и Норвегия – пример успешного взаимодействия по управлению рыбными запасами. Разрабатываются методы регулирования промысла. Например, ограничения по вылову, минимальный разрешенный размер ячеек орудия лова".
Специалисты отмечают, что разработка международного соглашения о рыболовстве в арктических морях – дело ближайших нескольких лет. У России есть и другие планы. Еще пять лет назад стало известно о намерении построить на Шпицбергене российскую рыборазделочную фабрику. Пока же рыболовецкие суда сдают улов на норвежские рыбоперерабатывающие производства. И некоторые европейские страны уже выразили желание скупать все переработанные на российской фабрике морепродукты. Однако в реализации проекта явно не заинтересована Норвегия. Впрочем, в Москве рассчитывают убедить партнеров.