Алтайские переработчики рыбы зависимы от привозного сырья
В Алтайском крае в ближайшее время планируется создать объединение рыбопереработчиков. Но о своем желании вступить в него заявили только шесть предприятий. Остальные в раздумьях. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на altapress.ru.
По мнению большинства участников рынка, отрасль края находится в стагнации. Основными проблемами остаются неразвитость рыбного хозяйства внутри региона и зависимость от привозного сырья. Также свою роль играет уровень потребления рыбной продукции, который на Алтае ниже, чем в среднем по стране. Все эти проблемы и предстоит решить новому объединению.
Далеко от Камчатки
В конце 1980-х годов СССР занимал первое место в мире по добыче и переработке рыбы. Сейчас положение России на мировом рынке серьезно изменилось. Большая часть выловленной рыбы идет на экспорт. Основным импортером остается Китай. Парадокс: эта страна сначала закупает сырье в России, а затем возвращает его на полки наших магазинов уже в виде готовой продукции.
Если говорить о расстановке сил на внутрироссийском рынке, то основными лидерами по добыче и переработке по-прежнему остаются 18 приморских регионов, таких как Ленинградская и Мурманская области, Камчатка, Приморье, Якутия и другие. Именно они формируют "рыбное меню" для всей России.
Алтайский край среди этих "акул" кажется мелким карасиком. Объемы рыбопереработки в нашем регионе хотя и растут, но все равно остаются на довольно скромном уровне. Так, по данным Алтайкрайстата, с января по апрель все местные предприятия выпустили 3,8 тыс. тонн рыбной продукции. Для сравнения: показатели Камчатки за этот же период почти в 100 раз больше.
Говоря о специфике местного рынка, рыбопереработчики отмечают сильную зависимость от завозного сырья. Основная ее часть поступает из Владивостока и Мурманска. За последние десять лет импорт рыбы значительно расширился. Но форель, семга, а также скумбрия и сельдь по-прежнему завозятся из Норвегии.
При работе с поставщиками из других регионов у местных переработчиков часто возникают проблемы. Так, по словам Ивана Фокина, генерального директора "Бийского рыбозавода", осенью прошлого года львиную долю улова на Дальнем Востоке перекупил Китай. "Нам достались только крохи. Это негативно отразилось на финансовых показателях завода по итогам года", — сообщил г-н Фокин.
Как отметила Ирина Борозенец, коммерческий директор "Каменского рыбозавода", сейчас появилась другая трудность. Из-за скачка курса доллара поднялась цена на импортное сырье. "Кроме того, мы ожидаем, что рост цен на ГСМ неминуемо отразится на стоимости рефрижераторных перевозок, которыми доставляется рыба из отдаленных регионов", — рассказала Ирина Борозенец.
Эксперты отмечают: линейка рыбной продукции, произведенной в Алтайском крае, довольно ограничена. Местные предприятия ориентируются в основном на выпуск вяленой или копченой рыбы, а также рыбных пресервов и консервов. Замороженную рыбу выпускают лишь два индивидуальных предпринимателя — Светлана Шустова и Николай Овечкин. Направление охлажденного рыбного филе практически не освоено. "В 1998 году наше предприятие стало первым на Алтае выпускать рыбные пресервы, — сообщил Альберт Лунев, генеральный директор "Сибирской производственно-торговой компании", в состав которой входит рыбокомбинат "Луна Фиш". — Изготовление эксклюзивной рецептуры обошлось в $ 15 тыс. Позже пресервами занялись другие предприятия. Дошло до того, что нашу продукцию и упаковку начали подделывать".
Не спешат инвестировать
В настоящее время рыбопереработкой в Алтайском крае занимаются чуть более 40 предприятий. К лидерам отрасли по объемам производства относятся предприятия ИП Шустовой ("Диаф") и ИП Овечкина из Барнаула, рыбокомбинат "Луна Фиш", рыбозаводы в Камне-на-Оби и Бийске.
Мелкий "рыбный" бизнес сконцентрирован в основном в Бийском, Каменском, Первомайском и Рубцовском районах. Такие предприятия имеют небольшие коптильни, иногда еще и цеха по упаковке продукции.
Грандиозных планов по развитию нет ни у крупных "рыб" местного рынка, ни у мелких "рыбешек". Лишь индивидуальный предприниматель Николай Овечкин в нынешнем году намерен расширить свои производственные площади на 600 кв. метров. "В новом помещении мы планируем расположить цех по выпуску рыбных пресервов, — сообщила Валентина Егошина, заместитель предпринимателя. — Таким образом, ассортиментная линейка пополнится 60 наименованиями".
Невысокую инвестиционную активность в рыбном бизнесе подтверждают следующие цифры. По официальным данным, в прошлом году сумма капиталовложений в рыбоперерабатывающую отрасль Алтайского края составила 30 млн. рублей. Это меньше 1% от всего объема инвестиций в пищевую промышленность региона.
Почему же рыбопереработчики не спешат инвестировать в производство? Как отмечают эксперты, причин этому несколько. "Оборудование для рыбопереработки довольно дорогое. К примеру, одна линия по фасовке пресервов обойдется более чем в 3,5 млн. рублей, станок для вакуумной упаковки — в 250–300 тыс. рублей", — сообщила Валентина Егошина. При этом, по ее словам, срок окупаемости капвложений в данной отрасли составляет 5–7 лет.
Также в качестве сдерживающего фактора развития рыбоперерабатывающих предприятий называется ограниченность местного рынка сбыта. По мнению экспертов, жители Алтайского края не приучены к морской рыбе. А речную и озерную рыбу многие не употребляют из-за боязни заразиться паразитами. Итог: уровень потребления рыбной продукции в нашем регионе ниже, чем в целом по стране.
Опять кластер
Говоря о перспективах развития переработки рыбы в Алтайском крае, эксперты акцентирует внимание на необходимости создания собственной сырьевой базы. Так, в советское время в регионе существовала целая программа развития водоемов. Объем вылова превышал 3 тыс. тонн. Сейчас из алтайских озер и рек не вылавливается и 10% от этого показателя. По официальным данным, в крае действует 14 хозяйств, занимающихся разведением и выловом рыбы. По мнению Николая Зеленцова, старшего специалиста Алтайского научно-исследовательского института водных биоресурсов и аквакультуры, их должно быть гораздо больше. "Многие озера оказались заброшены. Оборудование рыбных предприятий с развалом Советского Союза растащили на металл. Для восстановления хозяйств требуются большие инвестиции", — отметил эксперт.
По словам Геннадия Снежко, руководителя СПК "Альянс", которое является единственным племенным предприятием по разведению рыбы, вкладываться в данный бизнес довольно рискованно. "Не факт, что завтра рыбное хозяйство сможет реализовать весь улов. С переработчиками договориться довольно сложно", — добавил он.
К слову, вопросами взаимодействия между производителями и переработчиками рыбы в Алтайском крае займется новое объединение. По задумке, отраслевой союз должны сначала создать рыбопереработчики. А затем на его основе будет образован "рыбный" кластер, в который войдут и сельхозпроизводители. Как будет работать данное объединение, пока никто точно сказать не может. Известно лишь, что свое согласие на вступление в союз дали шесть рыбопереработчиков. Но необходимость подобного объединения очевидна. В отрасли уже сейчас накопилось немало проблем, требующих безотлагательных решений.
Рынок в цифрах
41 предприятие в 2011 году перерабатывало рыбу в Алтайском крае, 14 занимались разведением и выловом рыбы.
На 54,4% за пять лет выросло производство рыбы и рыбопродуктов в Алтайском крае.
Около 15 тыс. тонн мороженой рыбы в год перерабатывается в Алтайском крае.
Порядка 6 тыс. тонн единовременного хранения составляет общая суммарная мощность холодильников рыбоперерабатывающих предприятий в крае.
109,8% — индекс промышленного производства рыбоперерабатывающей отрасли края в январе – декабре 2011 года.
3,8 тыс. тонн рыбной продукции было произведено в Алтайском крае за первые четыре месяца 2012 года. Это на 10,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
16 кг на человека — таково среднее ежегодное потребление рыбы взрослым человеком в России. Минздрав рекомендует ежегодно съедать 23,7 кг рыбы.
56% в структуре потребления рыбной продукции в России приходится на мороженую рыбу, 15% — на живую, охлажденную рыбу, 13% — на копченую, вяленую рыбу. На консервы — 6%.