Море рыбацких проблем
На Дагестан приходится около пятисот километров побережья Каспийского моря, 43 тысячи гектаров нерестово-выростных водоемов, обширная площадь водохранилищ гидроэлектростанций и других рукотворных озер, велико число рек и речек. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Дагестанскую правду.
И на этом фоне странным выглядит то обстоятельство, что в течение двух последних реформенных десятилетий в нашей республике объемы лова рыбы в море и внутренних водоемах сократились на порядок (4540 тонн в 2011 году, в том числе 1580 тонн прудовой).
В этой связи интересны мнения ученых и практиков о путях распутывания клубка проблем в рыбохозяйственной отрасли республики.
- Обращают на себя внимание стабильные показатели по частиковым видам рыб. В море значительны неиспользуемые резервы частиковых видов рыб (сельдь, кефаль и т.д.). Квоты на их лов плохо осваиваются отчасти и потому, что сложна работа по их лову и хранению, - считает директор Дагестанского филиала ФГУП «Каспийский НИИ рыбного хозяйства» (КаспНИИРХ) Ахма Абдусамадов. - Кефаль, например, вовремя надо охладить. В последние годы главная проблема уменьшения добычи каспийской (анчоусовидной) кильки в море (с многих десятков тысяч тонн до 1,2 тысячи тонн в прошлом году) состояла в ее гибели. Но теперь в морских биоресурсах доля кильки растет, что обнадеживает.
Ученый считает, что и запасы обыкновенной кильки в море велики. Но ее труднее ловить, так как в отличие от анчоусовидной кильки, на свет она не идет. Кроме того, она более жирная, необходимы холодильные установки. Да и спроса нет, поскольку переработчики не научились работать с такой килькой.
Высказался он и по части программы развития рыбохозяйственной отрасли, над которой работают в Минсельхозе РД. Он говорит, что реально состоится лишь та программа, которая будет базироваться на инвестиционных предложениях. И еще он предлагает прежде составить программы по отдельным направлениям (форелеводство, осетроводство, аквакультура, морской лов и т.д.), а потом свести их воедино.
Коллега предыдущего собеседника Пир Мусаев возглавляет в институте лабораторию промихтиологии. Он считает, что надо создать рыбохозяйственный департамент с широкими полномочиями. Да и с контролирующими структурами надо что-то делать. Их пять-шесть, а на базарах почти всегда в продаже запрещенная к лову красная рыба.
Запасы сельди (ее три вида) в дагестанской акватории моря ученый оценивает в 12 тысяч тонн (для сравнения: в 2011 году выловлено всего 76 тонн, - авт.). Пора изучить пути миграции сельди, изменить условия и совершенствовать орудия лова. Такого заказа ученым, к сожалению, пока не поступало.
- В Астрахани, например, ежегодно ловят около тридцати тысяч тонн частиковых пород рыб, - вновь вступил в разговор Ахма Саидбегович. – Отчасти и потому, что там активно ведут мелиоративные работы в прибрежных морских водах и рыбоходных каналах. И этот опыт заслуживает заимствования.
- В текущем году мы добыли бы в море кильки заметно больше, если бы передвинули срок ее лова всего на десять дней, - продолжил диспут директор ООО «Нияро» Арсен Атаев. – Да и пограничные порядки чрезмерно жестки. При ночном лове необходимо пользоваться прожекторами, но делать это, ссылаясь на режим, не разрешили. Соответственно и рыбу не смогли выловить. Потерю восполнить можно за счет лова кефали, если, конечно, разрешат ночной лов. А пока намереваюсь съездить на Дальний Восток и ознакомиться с опытом лова кильки с помощью насоса.
Директор ООО «Новокосинский рыбкомбинат» Ибрагим Гимбатов сказал, что республике нужна не только мелиорация водоемов (особенно на берегах Южного Аграхана), но и программа воспроизводства рыбных запасов. На вопрос о том, как сделать так, чтобы довести выращивание форели от тридцати до трехсот тонн, ответил заведующий лабораторией аквакультуры КаспНИИРХ Феликс Магомаев. Его не удовлетворяет то, что рыбная продуктивность внутренних водоемов республики составляет около трети от среднероссийского уровня.
В части развития осетроводства предложил поддержать Широкольский рыбкомбинат, где создано стадо белуг. Необходимо помочь пробурить скважину до подземного термального источника.
Семь тысяч гектаров водохранилищ ГЭС открывает большие перспективы перед форелеводством. Маточное форелье стадо уже есть, теперь можно создать селекционный питомник.
- Для развития рыбной отрасли прежде всего надо усовершенствовать управление ею. Потенциал аквакультуры в Дагестане еще не реализован, необходима большая работа по каждому направлению, выполнять ее легче будет, создав ассоциации, - сказал выступивший под занавес совещания председатель Совета директоров ЗАО «Дагрыбхоз» Гимбат Гимбатов и передал ведущему совещания заместителю министра сельского хозяйства Шарипу Шарипову пакет предложений.