В Шотландии требуют вернуть квоты на добычу ВБР в собственность рыбакам
Уилл Кларк, председатель Ассоциации рыбообработчиков Шотландии, являющийся также вице-председателем организации Seafood Scotland и генеральным директором рыбообрабатывающей компании Wilsea, сообщил Intrafish, что рыболовные брокеры заинтересованы только в получении максимальной прибыли, пусть даже и в ущерб процветанию отрасли.
Данная проблема является ключевой, и каждый раз поднимается на встречах с представителями власти, однако продолжает упорно игнорироваться. «Пока квоты не вернут рыбакам, ситуация будет только усугубляться, - говорит У.Кларк. - Агенты, торгующие квотами, вкладывают внушительные финансовые средства в их покупку просто для получения прибыли на инвестиции. Арендная плата так высока, что судно с трудом окупается. Рыболовы вынуждены платить 25 – 35% валового дохода за аренду квоты. Один капитан рассказал, что в прошлом году из 1 млн фунтов прибыли ему пришлось заплатить 346 000 фунтов за аренду. Такая плата в совокупности с прочими расходами не оставляет средств для обслуживания и модернизации имеющихся судов и инвестиций в новые. Это также означает, что капитанам сложно платить достойную зарплату квалифицированному экипажу. В результате снижение уровня профессионализма команды сказывается на качестве уловов, поэтому судно по факту зарабатывает еще меньше».
В свою очередь рыбообрабатывающие предприятия испытывают значительные трудности от нестабильности поставок сырья, так как рыболовы вынуждены проявлять чудеса изобретательности, пытаясь совместить квоты с количеством дней, проведенных на промысле. Если рынок слабый и цены падают, то выходить в море становится невыгодным, потому что расходы на квоты очень высокие. «Если килограмм трески приносит от GPB 1.80 (EUR 2.24/USD 2.81) до GPB 2.50 (EUR 3.11/USD 3.9), промысел становится нерентабельным, и рыболовы просто прекращают ловить треску. В результате сырье не выгружается на рыбообрабатывающие предприятия. Они теряют прибыли, пока состояние рынка не улучшится, и суда снова не выйдут на промысел. Это вполне понятно, - судно должно быть рентабельным, но нам сложно выживать в таких условиях», - поясняет Кларк.
По его словам в настоящее время все зависит от цен. «Рыбообработчики желают получать более дешевую рыбу для того, чтобы держаться на плаву, в то время как промысловикам нужны высокие цены для покрытия расходов на аренду квот. В прошлом году цены на рыбу держались на рекордном уровне, но даже тогда траулеры не приносили большую прибыль, и рыбообработчики были вынуждены использовать собственные средства для финансирования высоких цен. Таким образом, капитал уводится из отрасли, как из рыболовного, так и обрабатывающего сектора.
По мнению Кларка вследствие высокой стоимости квот и кризиса еврозоны вся рыбохозяйственная отрасль движется по нисходящей спирали. В качестве одного из примеров он привел резкое сокращение количества судов в северо-восточной части Шотландии, ведущих промысел белой рыбы: их было 400, когда он приехал в Портхэд 20 лет назад, а сейчас всего 59. Уменьшилось до 69 число рыбообрабатывающих предприятий. Для сравнения в одном только Абердине их было 140 в 2002 году, а сейчас осталось 25. При этом главный морской рыбный порт Шотландии лишился аукционного рынка, завода по производству льда и большей части своего флота.
«Потеря инфраструктуры – это потеря порта. Мы должны достигнуть большей стабильности в поставках, в противном случае рыбный рынок будет деградировать, - говорит Кларк. - Вопрос стоимости аренды квот поднимается на каждом заседании, в котором я участвую, вне зависимости от его темы дискуссия всегда заканчивается вопросами арендных платежей за пользование квотами, - это проблема номер один в отрасли, у которой будет будущее, если квоты вернут в руки промысловиков».