{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Проект изменений в Закон о рыболовстве и ряд других законов расширит возможности рыбаков прибрежного промысла

16 июля 2012 17:03

Опубликован проект изменений в Закон о рыболовстве и связанных с этим изменений в Законах о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне. Об этом сообщает www.fishnet.ru.   

Суть этих изменений можно описать следующим образом:

Из-под ведения Закона выведены все виды перегрузки рыбы за исключением перегрузки с судна на судно.

Разрешена перегрузка с судна на судно для прибрежного рыболовства.

Слово «обработка» заменено на «производство продукции»

В прибрежном рыболовстве виды «производства» очень ограничены.  Запрещены «тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, посол, сушка, маринование, концентрирование, филетирование, экстракция, экструзия».  По существу, разрешенное производство для рыбы – изготовление охлажденной и замороженной рыбы ПБГ, ПСГ, икры и (новость!) упаковка их в розничную упаковку.  Количество разрешенных операций с прочими морепродуктами несколько больше, но тоже невелико.

Несколько изменено юридическое оформление осуществления промышленного и прибрежного рыболовства.

Все желающие могут предложить корректировки к проекту, обратившись до 23 июля с.г. к Трифоновой Анне Михайловне в Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России.  Способ направления ответов - направление по электронной почте на адрес Trifonova@economy.gov.ru в виде прикрепленного файла.

 

Проект

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2011, № 1, ст. 32; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7343, ст. 7351; № 48, ст. 6728) следующие изменения:

в статье 1:

пункты 9), 10), 10.1), 21) изложить в следующей редакции:

«9) рыболовство - деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях производству рыбной и иной продукции из них, а также по приемке, перегрузке с судна на судно, транспортировке, хранению и выгрузке такой продукции»;

10) промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из них, а также по приемке, перегрузке с судна на судно, транспортировке, хранению и выгрузке такой продукции;   .

10.1) прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из них в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, а также по приемке, перегрузке с судна на судно, транспортировке, хранению и выгрузке такой продукции в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов

Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации;

21) уловы водных биоресурсов - водные биоресурсы, добытые (выловленные) из естественной среды обитания»;

дополнить пунктами 22) и 23) в следующей редакции:

«22) приемка — перемещение уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) с использованием судна и (или) на рыбопромысловом участке, на судно для производства рыбной и иной продукции из них;

23) перегрузка с судно на судно — перемещение рыбной и иной продукции с судна на другое судно.».

в статье 7.1:

часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. На судах рыбопромыслового флота производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов допускается при осуществлении промышленного рыболовства, а также при осуществлении прибрежного рыболовства в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.»;

часть 2 дополнить словами «или на судах рыбопромыслового флота в соответствии с частью 2.1. настоящей статьи»;

дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. При осуществлении прибрежного рыболовства допускается производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, за исключением тепловой обработки (кроме замораживания и охлаждения), копчения, консервирования, посола, сушки, маринования, концентрирования, филетирования, экстракции, экструзии, а также" осуществление упаковывания такой продукции в потребительскую упаковку и ее маркировка,»;

части 3 и 3.1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«3. Для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (пресноводных водных объектах), в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьями 33.1 и 33.3 настоящего Федерального закона, или договора предусмотренного статей 33.1, если указанный вид рыболовства осуществляется без предоставления рыбопромыслового участка.

Случаи осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, без предоставления рыбопромыслового участка определяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономический зоне Российской Федерации в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договора, предусмотренного статьей 33.1 настоящего Федерального закона.

3.1. Для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 настоящего Федерального закона, или договора предусмотренного статей 33.4, если указанный вид рыболовства осуществляется без предоставления рыбопромыслового участка.

Случаи осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка определяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономический зоне Российской Федерации в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договора, предусмотренного статьей 33.4 настоящего Федерального закона.»;

часть 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации осуществляется с предоставлением или без предоставления рыбопромыслового участка, а также без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Случаи осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка определяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.»;

часть 2.1 статьи 33.1 и часть 2.1 статьи 33.4 признать утратившими силу;

в пункте 2 части 1 статьи 43.3 слова «приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» заменить словами «производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, приемки, перегрузки с судна на судно, транспортировки, хранения и выгрузки рыбной и иной продукции из них».

Статья 2

Внести в статью 14.4 Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4694; 2009, № 52, ст. 6440) следующие изменения:

в части 1 слова «приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» заменить словами «производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, а также приемку, перегрузку с судна на судно, транспортировку, хранение и выгрузку рыбной и иной продукции из них»;

2) в части 4 слова «погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов,» заменить словами «перегрузку с судна на судно»;

3) часть 5 изложить в следующей редакции:

«Перегрузка с судна на судно рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должна осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.».

Статья 3

Внести в статью 12.4 Федеральный закон от 17декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст. 6273; 2009, № 52, ст. 6440) следующие изменения:

в          части 1 слова «приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» заменить словами «производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, а также приемку, перегрузку с судна на судно, транспортировку, хранение и выгрузку рыбной и иной продукции из них»;

в части 4 слова «погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов,» заменить словами «перегрузку с судна на судно»;

часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Перегрузка с судна на судно рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должна осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.».

Президент Российской Федерации

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Общие характеристики.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в части предоставления права пользователям водных биоресурсов производить продукцию на судах рыбопромыслового флота, осуществляющих прибрежное рыболовство.

Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.

Развитие прибрежного рыболовства является важной составляющей рыбохозяйственной отрасли и оказывает влияние на социально-значимые отрасли прибрежных регионов. В 2010 году рыбодобывающими организациями Российской Федерации, осуществляющими добычу (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства, выловлено около 619 тыс. тонн из выделенных для осуществления данного вида рыболовства 905,6 тыс. тонн. В суммарном вылове водных биоресурсов доля прибрежного рыболовства составляет около 15%.

С декабря 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 250-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве).

Данными изменениями прибрежное рыболовство было выделено из промышленного рыболовства. При этом в статью 1 Закона были введены понятия «прибрежного рыболовства» и «уловы водных биоресурсов», а также добавлена статья 7.1, регламентирующая вопросы производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Отсутствие в законодательстве четких определений понятий «обработка» и «производство продукции» явилось предпосылкой к неоднозначной трактовке самого понятая «прибрежного рыболовства».

Согласно введенным нормам, не предусматривается производство продукции на судах рыбопромыслового флота при осуществлении ими прибрежного рыболовства. При этом доставке на берег подлежат обработанные уловы водных биоресурсов.

На практике это не позволяет в полной мере реализовать комплекс мероприятий по производству продукции из водных биоресурсов, в том числе с использованием судов рыбопромыслового флота и дальнейшей ее доставки в места, определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880) (далее - технический регламент) понятия переработка и обработка являются однотипными.

Согласно терминологии технического регламента, регулирующего вопросы производства пищевой продукции, переработкой (обработкой) является тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.

Данное обстоятельство вносит неясность в Закон о рыболовстве и таким образом, исключает возможность производства на судах рыбной продукции при осуществлении прибрежного рыболовства с применением указанных процессов.

В соответствии с Законом о рыболовстве использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации, является сырьем и поступает на внутренний рынок.

Уловы водных биоресурсов, как продукция отсутствуют в кодах товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и статистической отчетности, а также не прошли государственной регистрации и не внесены в государственный реестр разрешенных для применения на территории Российской Федерации пищевых продуктов.

В целях решения указанных проблем законопроектом вводятся положения предусматривающие возможность в рамках прибрежного рыболовства осуществлять производство на судах рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов, за исключением тепловой обработки (кроме замораживания и охлаждения), копчения, консервирования, посола, сушки, маринования, концентрирования, филетирования, экстракции, экструзии, а также упаковывания такой продукции в потребительскую упаковку и ее маркировки.

Законопроектом вводится ограничение на упаковывание рыбной и иной продукции в потребительскую упаковку и ее маркировку.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение несогласованности норм, содержащихся в Законе о рыболовстве, а также пробелов в правовом регулировании деятельности прибрежного рыболовства, а также не нарушает концептуальные признаки отличия прибрежного рыболовства от промышленного рыболовства.

Развитие прибрежного рыболовства, включая производство продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота уловов водных биоресурсов и продукции из них поставляемой в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, для дальнейшей реализации на территории Российской Федерации, позволит повысить долю отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке, а также будет способствовать развитию экономики, увеличению поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджеты регионов, что в свою очередь позволит решать первостепенные социальные проблемы, обеспечивать занятость населения.

В Законе о рыболовстве понятие «прибрежное рыболовство» не предусматривает деятельность, связанную с «перегрузом с судна на судно», а только определена возможность осуществления выгрузки, приемки и транспортировки уловов водных биологических ресурсов, что в свою очередь негативно влияет на эффективность ведения прибрежного рыболовства.

В настоящее время Законом о рыболовстве предусмотрена обязательная доставка улов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации (далее - места доставки).

В целях соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, а также рационального ведения прибрежного рыболовства практически все пользователи водных биоресурсов, осуществляющие прибрежное рыболовство в Дальневосточном, Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах сталкиваются с непреодолимыми трудностями при доставке уловов водных биоресурсов.

Прежде всего, из-за географических особенностей Дальневосточного региона и Мурманской области, где районы промысла удалены от морских портов и иных мест выгрузки уловов на сотни морских миль, а время их доставки составляет 2-3 суток, что приводит к неэффективному использованию мощностей рыбопромыслового флота, ведущего прибрежное рыболовство и недоосвоению прибрежных квот (от 200 до 400 тыс. тонн водных биоресурсов).

В связи с тяжелыми природно-климатическими условиями отсутствует возможность круглогодичной доставки уловов водных биоресурсов. Порты и рыбные терминалы Чукотки, Магаданской области, Хабаровского края, Камчатского края большую часть года закрыты льдом, что не позволяет в них осуществлять выгрузку уловов. В этой связи, рыбаки вынуждены перегружать уловы на суда рыбопромыслового флота и направлять их для отгрузки в доступные порты (Петропавловск-Камчатский, Корсаков, Холмск, Владивосток).

Удельный вес затрат на топливо, горюче-смазочные материалы и другие ресурсы текущего производственного потребления, используемых судами рыбопромыслового флота при транспортировке уловов из районов промысла на береговые производственные предприятия в себестоимости, добываемых водных биологических ресурсов достигает до 50%, в связи с чем, ведение прибрежного промысла становится экономически нецелесообразным.

Таким образом, учитывая указанные аспекты, высокая себестоимость уловов водных биоресурсов и дальнейшая их переработка на береговых перерабатывающих мощностях приводит к высокой отпускной стоимости продукции потребителю.

Введение указанного дополнительного вида деятельности при осуществлении прибрежного рыболовства сохранит концептуальное регулирование прибрежного рыболовства в Законе о рыболовстве, а именно обязанность пользователей доставлять уловы водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов.

Внесение данных поправок в Закон о рыболовстве необходимы в связи с принятием постановления Правительством Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 162 «Об определении районов исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства» согласно которому районы прибрежного рыболовства расширены до исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации.

Одновременно с этим, Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранений водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в статьи 33.1. и 33.4. Закон о рыболовстве уточняющие возникновение права на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства.

На практике это привело к неоднозначному толкованию данных, норм Закона о рыболовстве и применения мер административного воздействия контролирующих органов к рыбакам, осуществляющим прибрежное рыболовство в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации в Черное море.

Таким образом, законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 19 и 20 Закона о рыболовстве в части включения в указанные статьи положений части 2.1 статьи 33.1. и часта 2.1 статьи 33.4. Закон о рыболовстве.

Оценка соответствия проекта федерального закона Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Реализация норм, предусмотренных законопроектом, позволит обеспечить выполнение мер, определенных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, в части развития рыбохозяйственного комплекса, в частности, в целях реализации федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 606 (пункт 45 перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года).

Оценка эффективности предлагаемых решений.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств федерального бюджета, а его реализация позволит повысить эффективность государственной политики в сфере прибрежного рыболовства.

Вносимые изменения позволят организациям рыбохозяйственного комплекса, связанным с добычей (выловом) водных биоресурсов в режиме прибрежного рыболовства, а также производящим из таких уловов продукцию, уверенно планировать добычу (вылов) водных биоресурсов и осуществлять её в районах морей Российской Федерации.

Оздоровление экономической ситуации в предприятиях прибрежного комплекса вызовет заинтересованность в модернизации имеющихся и строительстве современных рыбопромысловых судов для прибрежного рыболовства.

Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Реализация предлагаемых законопроектом решений не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.

  
{{countTopicsText}}
Кулик Роман Петрович
16 июля 2012 18:55
Если в такой редакции примут - конец береговым фабрикам. Ну хоть бы норвежский, исландский, фарерский опыт изучили Жаль что законы у нас принимаются в угоду узкого количества людей. ((((
17 июля 2012 03:48
Во-первых, Вы можете до конца недели написать об этом в МЭР. Это - ОБСУЖДАЕМЫЙ проект. А во-вторых, если на борту можно сделать только б/г или тушку - как это навредит береговым предприятиям? Объясните, пожалуйста.
Кулик Роман Петрович
17 июля 2012 09:06
1. Госпоже Трифоновой уже написал, хотя иллюзий не питаю, прекрасно понимая чье лобби стоит за формулировками.

2. Не навредит, но привезите его в охлажденном виде. Иначе велика вероятность что переработают мороженный минтай б/г не на береговой фабрике субъекта федерации, которому принадлежит квота, а, например, в Китае. Основной смысл прибрежного рыболовства вообще в чем? При этом абсурдность правоприменительной практики старого закона в части прибрежного рыболовства я не оспариваю.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>