За маломерным флотом будущее
Федеральное агентство по рыболовству приступило к разработке концепции прибрежного рыболовства. К работе уже подключилась группа экспертов от Мурманской области. Благодаря стараниям северян вопрос, в принципе, обрел статус государственного. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на murman.rfn.ru.
Генеральный директор рыбодобывающей компании Сергей Кемейшо заметил: "Примерно, как и на семгу. Только, ячея очень крупная. Ячея - 260 миллиметров. Вот она крупная такая".
На ловле пинагора в этом году прогорели. Сергей - владелец маломерного судна "Леон". Вместе командой выгружает снасти. Рассчитывает, что осенью морской еж принесет удачу. Есть уже разрешение на добычу, а вот на промысел валютоемких пород рыб, судну не выйти. Квоты нет, а осваивать чужую невыгодно экономически.
Сергей Кемейшо говорит: "Надеемся на ежика и ярусный лов попробуем. Мы заявлялись на зубатку, на камбалу, но такие промысловые объекты, я бы сказал, сомнения вызывают. Еще возможность есть - любительский лов".
Выполняя действующее законодательство, сегодня "Леон" возит людей на рыбалку, хоть и обещана ему была совсем другая судьба, когда сходил со стапелей судоремонтного завода "Нерпа". По спецпроекту тогда - почти 10 лет назад - в строй вошли сразу несколько судов для нужд прибрежников. Сегодня все они - мало востребованы. Из Мурманска в море ходить невыгодно, поскольку далеко. За один день уйти - вернуться невозможно. А, два дня это - уже рейс, в котором в экипаже должно быть минимум два штурмана и два механика.
Как рассказал генеральный директор сервисной компании Юрий Тимохин: "Для, именно, маломерных судов прибрежного лова необходимо базироваться в портопунктах на побережье. Тогда это будет и решение социальных вопросов, и решение вопросов по строительству и обновлению флота. Того же - прибрежного. Который в Мурманской области строился".
Причем, изобретать велосипед никто не просит. Достаточно взять действующие модели скандинавских стран. Кстати, в своих фьордах норвежцы пользуются плавпричалами, приобретенными в России. Контроль на выходе в море там минимальный. На берегу инфраструктура, необходимая для промысла дает рабочие места, а производственные мощности переработки не простаивают в ожидании сырья.
В этом году прибрежная квота трески и пикши предприятий Северного бассейна почти 38 тысяч тонн. Береговые предприятия могут перерабатывать намного больше.
Понятно, что большую часть добычи прибрежники берут в зоне 200 миль тралами, но потом весь улов везут в Россию. Одной трески 22 тысячи тонн в год и это мало.
Член правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Александр Капустин заметил: "В области 64 предприятия зарегистрированы для переработки, из них эффективно работают максимум 6. Я думаю, больше ресурсов бы не повредило. Из 22 тысяч тонн - один "Норд-Вест" перерабатывает в воде 9. 22 тысячи тонн - у нас Северный бассейн. Одна фабрика готова переработать 9 тысяч тонн".
Если прибрежникам до сих пор жилось несладко, то впереди совсем мрачная перспектива. Вышел закон, который с октября потребует вложений в техобслуживание судов, сравнимых с их стоимостью. Многим из тех, кто сейчас работает, придется встать к причалу. Выход судовладельцы видят в создании специального подразделения при службе капитана порта.
Индивидуальный предприниматель Николай Калинихин считает: "Должно быть отделение, которое контролирует именно маломерный флот, который не поднадзорный регистру. Потому, что он по всем параметрам не подходит. Подвести его под регистр невозможно. А, за маломерным флотом, я считаю, будущее".
Сегодня звучат предложения - иметь свой маломерный флот при каждой фабрике на берегу. 10 судов - минимум 10 тонн охлажденки в сутки. Но для этого нужны условия, комплексный подход и госпрограмма, которую ждут.