Минсельхоз выступает за упрощение контроля вылова сайры в Тихом океане
Министерство сельского хозяйства РФ разработало проект постановления правительства об упрощении контроля промысла сайры в северо-западной части Тихого океана. Соответствующий проект документа обнародован Министерством экономического развития (МЭР) РФ для оценки регулирующего воздействия. Публичные консультации будут проводиться с 14 по 27 августа 2012г. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Минсельхоз РФ.
Проект постановления устанавливает с 1 января 2013г. для российских рыбопромысловых судов обязанность по доставке на таможенную территорию Российской Федерации сайры, добытой в северо-западной части Тихого океана за пределами внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ИЭЗ России) и континентального шельфа Российской Федерации, что исключает необходимость многократного прохождения российскими рыбопромысловыми судами морских контрольных пунктов (точек) при осуществлении добычи (вылова) сайры в данном районе.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, отечественный промысел сайры зависит от особенностей океанологических условий в конкретные годы и других фоновых условий, необходимых для формирования промысловых скоплений, изменения структуры общего и промыслового запасов. Область распространения промысловых скоплений сайры в северо-западной части Тихого океана находится под воздействием мощных течений. Взаимодействие этих течений определяет условия, необходимые для формирования промысловых скоплений, а также пути миграций косяков сайры. При переходе в район добычи, следуя за скоплениями сайры, российские суда вынуждены соблюдать "Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек)", утвержденный совместным приказом ФСБ России и Росрыболовства от 15 февраля 2010г. Контрольные пункты (точки) могут быть расположены в нескольких сотнях миль от мест формирования скоплений сайры. Временные затраты на переход к контрольному пункту и обратно, составляющие 2-4 суток, сопровождаются дополнительными расходами горюче-смазочных материалов, существенно снижают эффективность лова сайры, увеличивают себестоимость продукции, поставляемой на российский берег, и приводят к сокращению объемов вылова.
Анализ промысла сайры показал, что потери в вылове в 2011г. составили в среднем 8,1 т на одни судо-сутки промысла. Такие потери приводят к существенному недолову сайры российскими пользователями, объем которого в течение ряда лет увеличивается. Так, за 2011г. вылов сайры за пределами ИЭЗ России составил около 3% от общего вылова сайры российскими пользователями на Дальнем Востоке, хотя мог быть на уровне 20%.
Таким образом, переходы в районы добычи сайры за пределами ИЭЗ России на Дальнем Востоке, сопровождающиеся многократным прохождением контрольных пунктов (точек), не позволяют в настоящее время эффективно осваивать данный ресурс в открытых водах северо-западной части Тихого океана.
Вместе с тем, п.4 указанного выше "Порядка" предусмотрено, в частности, что контрольные пункты не проходятся российскими судами в случаях осуществления промышленного или прибрежного рыболовства в районах, из которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная доставка уловов водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации.
Как говорится в пояснительной записке, в настоящее время сайра, добываемая российскими пользователями в районах промысла северо-западной части Тихого океана, как в ИЭЗ России, так и за ее пределами, практически в полном объеме доставляется на таможенную территорию Российской Федерации. По данным ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" за 2011г., вылов сайры российскими судами на Дальнем Востоке составил 62,4 тыс. т, а сдача рыбопродукции из сайры в порты России - 52,5 тыс. т.