Севморпуть тревога для Японии
Но в этом году Россия, возможно, сохранит объемы экспортных поставок рыбы в ущерб отечественному потребителю. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Рыбацкую газету.
Северный морской путь является альтернативным и кратчайшим водным путем между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, северо-западным побережьем США и Канады. В 1987 году объёмы грузоперевозок по Севморпути достигали 6,7 миллионов тонн. Затем из-за экономической нестабильности в стране они снизились до 1,4 миллиона тонн в 1998 году. После 2000 года наметилась положительная тенденция к увеличению объёмов морских перевозок в Арктике до 3-3,5 миллионов тонн.
В прошлом году по Северному морскому пути с Дальнего Востока в европейскую часть России впервые перевезли 27 тысяч тонн рыбы. Транспортные рефрижераторы «Коммунары Николаева», «Капитан Пряха», «Берег Надежды» на разных участках пути в Северном ледовитом океане сопровождались атомными ледоколами «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» ФГУП «Атомфлот».
Одним из преимуществ доставки рыбопродукции по Севморпути является возможность прямо в море непосредственно с добывающих судов перегружать рыбу на транспортные рефрижераторы. А это экономит и промысловое время, и время на доставку продукции.
Севморпуть позволяет значительно сократить сроки доставки рыбы в центр страны и снизить ее стоимость. Если везти рыбу по железной дороге с Камчатки или Владивостока, то в европейскую часть России она прибудет через 60 суток, а по Северному морскому пути в два раза быстрее - через 29 дней. Да и для перевозки десяти тысяч тонн по железной дороге потребуется порядка двухсот вагонов-рефрижераторов.
Заместитель генерального директора по эксплуатации ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов рассказал «Рыбацкой газете» что, положительный опыт прошлого года рыбопромышленники оценили. В этом году ожидалось увеличение объема перевозки рыбы по Северному морскому пути.
- Какая будет путина в этом году, выяснится в августе-сентябре, - подчеркнул Андрей Смирнов.
Как выяснилось, Росрыболовство не смогло, или не захотело договориться с Государственной тарифной комиссией о снижении стоимости проводки судов с рыбой по Севморпути.
В сентябре прошлого года ОАО «Мурманское морское пароходство» обратилось в Федеральное агентство по рыболовству с предложением транспортировки свежемороженой рыбы в рефрижераторных контейнерах из портов Дальнего Востока по трассе Северного морского пути в Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград. Теплоход «Михаил Кутузов» в сентябре-октябре мог доставить груз из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга за 25-28 дней.
Это предложение «Мурманского морского пароходства», которое выполняет до 80% грузоперевозок на трассах Северного морского пути, не заинтересовало рыбную промышленность. Одна из причин, возможно, отсутствие у перевозчика транспортных рефрижераторов. А везти рыбу на других типах судов не выгодно.
Готовность такой крупной компании как «Мурманское морское пароходство» участвовать в перевозке рыбы по Севморпути создало обеспокоенность там, где никто, наверное, не ожидал. Сейчас Северный морской путь рассматривают как альтернативу железной дороге. При этом на Дальнем Востоке начинают волноваться, что в портах сократится грузооборот, у железнодорожников будет меньше работы. Но как рассказали «Рыбацкой газете» в «Мурманском морском пароходстве», открытие постоянного рыбного трафика по Арктике серьезно беспокоит Японию.
Японцы, конечно, не волнуются, что упадет грузооборот в российских портах и железная дорога останется без заказов. Севморпуть они оценивают не как конкурента, а как дополнение для традиционных перевозок по суше. И, следовательно, их тревожит, что Россия, получив возможность увеличить объемы отправляемой в европейскую часть рыбы, значительно сократит экспортные поставки рыбопродукции в Японию.
Сможет ли Россия эксплуатировать Арктическую морскую магистраль без ущерба для железнодорожного транспорта и дальневосточных портов? Как показывает дальневосточная путина этого года, чиновники сделали все возможное, или ничего не сделали, но по Северному морскому пути не пошли караваны с рыбой. А значит объемы экспортных поставок, обеспечивающие работой восточных соседей, должны будут сохраниться на прежнем уровне, в ущерб отечественным