Александр Савельев, председатель Общественного совета при Росрыболовстве: рыбному дню — 80 лет
Ровно 80 лет назад — 12 сентября 1932 года — вышло постановление Наркомснаба «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания». Его автор – Анаста́с Ива́нович Микоя́н. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ФАР РФ.
Его вообще полагают отцом-основателем советской рекламы. С его подачи на крыше Политехнического музея горела пестрая реклама: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Или эта – «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Сейчас, наверное, мало кто знает, что такое «залом»… Это потрясающая жирная сельдь.
Микоян приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу, в том числе Маяковского. Позднее, в 1976 году, ЦК КПСС издал повторное постановление о введении «рыбного дня» и за ним закрепили постоянный день недели – четверг. Советские прилавки украшали плакаты типа «Луфарь, бельдюга, пристипома – украсят стол любого дома» или «Дед и баба не старели – ведь они макрурус ели».
Как мы наследуем традиции продвижения продовольствия на рынок?
Александр Савельев: Напомню одну из рекомендаций III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства, который состоялся весной этого года. Участники «решили рекомендовать Росрыболовству, союзам и ассоциациям предприятий рыбохозяйственного комплекса, Правительству Российской Федерации, федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти создание программы по пропаганде здорового питания и популяризации рыбопродукции отечественных производителей, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства».
О чём речь?!
Имидж российской рыбы незаслуженно страдает отчасти из-за отсутствия современной инфраструктуры, логистики, холодильных мощностей, привлекательной розничной торговли. Отчасти, на мой взгляд, из-за советского наследия в виде сложившихся стереотипов. Потребитель судит о работе отрасли по тому, что видит на прилавках рыбных магазинов. А на них зачастую — скрюченные обмороженные тушки.
Только в богатейшей рыбными запасами стране великолепную тресковую рыбу – минтай – могли окрестить «рыбой для кошек». В европейских санаториях её подают, как диетическое питание, а мы около миллиона тонн этой рыбы ежегодно отправляем на экспорт и заменяем её норвежским искусственным суррогатом.
Рыбаки правы, когда утверждают, что такой объём минтая не востребован на внутреннем рынке. Лишь 350-400 тысяч тонн потребляют в России.
На примере с минтаем видно, как репутационные потери прямо экстраполируются на экономику этого сектора рыбного рынка.
Сегодня 70 процентов традиционного английского блюда «фишэндчипс» производится из российской трески. Я знаю российского предпринимателя, который наладил экспорт мурманской мойвы и она пользуется большим успехом в средиземноморских ресторанах Испании, Италии, Франции. А «Печень трески» Мурманского тралового флота, которая улетает там под брендом «Морская фуагра»..!? Словом, часть проблем, связанных с имиджем российской рыбы, коренится в нас самих. Мы беспечны к своим богатствам.
Смогли же норвежцы продвинуть свою аквакультурную рыбу, прямо скажем, не лучшего качества аж до Владивостока и Камчатки. Кстати сказать, смогли они лишь с помощью грамотной маркетинговой политики и массированного рекламного продвижения. Бюджет этого продвижения в Норвегии складывается консолидированно: правительство складывается с ассоциациями рыбаков. Результат очевиден: Россия для норвежских производителей сёмги и форели – рынок №1 в мире.
Нельзя сказать, что у нас на государственном уровне отсутствует продвижение рыбы как таковое. У Росрыболовства накоплен кое-какой опыт в этой области.
Самыми заметными, пожалуй, стали масштабные социальные рекламные кампании, проведённые три года назад под слоганом «Рыба ждёт». Эксперты полагают, это явилось детонатором резкого увеличения потребления рыбы в стране. Сейчас, как известно, по данным Росстата среднедушевой показатель по России составляет 22 кг при рекомендуемой Минздарвсоцразвития норме здорового питания 18-20 кг. Замечу при этом, что бюджету эта работа не стоила ни копейки. Тем не менее эффект убедительный.
И ещё. Процитирую слова Дмитрия Анатольевича Медведева, которые одно время широко тиражировали СМИ: уровень потребления рыбы – это признак качества жизни людей. Чем больше рыбы едят люди – тем выше уровень жизни, тем выше уровень доходов и тем лучше их здоровье.
Продвижение такого позитивного продукта как рыба имеет вполне прикладное значение. Несомненно, что возрастающий спрос и требовательность будут стимулировать совершенствование рыбопереработки, логистики и современной оптовой и розничной торговли. В рамках ВТО это, безусловно, повысит конкурентноспособность нашего рыбного рынка. Поэтому выстраивая планы развития рыбохозяйственного комплекса, полагаю, продвижение российской рыбы к российскому потребителю является серьёзной и достойной задачей.
Если в госпрограмму по развитию рыбохозяйственного комплекса войдёт раздел о поддержке программ по пропаганде здорового питания и популяризации рыбопродукции отечественных производителей, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства то, полагаю, будет не только выполнена рекомендация рыбацкого съезда. Мы получим мотор продвижения российских морепродуктов, что называется от лодки до глотки.