Рыба всё-таки до берега доплывёт
Депутаты Государственной Думы намерены решить проблему прибрежного рыболовства. Частичная переработка рыбы сможет осуществляться непосредственно на судах. Совсем недавно с такой законодательной инициативой выступили представители двух крупнейших думских фракций – «Единой России» и КПРФ. В случае принятия законопроекта судовладельцы смогут существенно сократить свои издержки, и это приведёт к снижению стоимости рыбы на прилавках магазинов. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Парламентскую газету.
В последние годы прибрежное рыболовство часто оказывается в центре крупных скандалов между судовладельцами и собственниками прибрежных предприятий по переработке рыбы. Проблема в том, что действующее законодательство запрещает делать это на судах, а также перегружать рыбу для доставки на берег. Вся продукция должна доставляться промысловыми судами на рыбозаводы, за нарушение судовладельцы и капитаны судов подвергаются многомиллионным штрафам.
«Раньше рыбаки, осуществляющие лов в зоне прибрежного рыболовства, уходили в море на 12 миль. Со временем эта зона была расширена до 200 миль – соответственно издержки рыбаков в ходе доставки продукции на берег увеличились. Они неоднократно просили разрешить частичную переработку на судах, а также её перегрузку. На этой почве возник конфликт интересов», – рассказал один из авторов законопроекта первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев.
Решить проблему прибрежного рыболовства предлагается разными способами. Один вариант подразумевает возможность замораживания и охлаждения рыбы для её дальнейшей перевозки на берег для обработки. Второй – допускает более глубокую переработку, с изготовлением филе, а также тепловую переработку. По информации авторов законопроекта, некоторые из предложенных вариантов уже согласованы с пограничниками.
Противники этих нововведений утверждают, что новые правила ослабят контроль государства за промысловым флотом и это приведёт к росту незаконного вылова и контрабанды рыбы. Правда, на этот случай в законопроекте предусмотрено, что перегрузка рыбы с одного судна на другое для доставки на берег должна проходить в присутствии представителя контролирующих органов.
Рыбаков понять можно. Не имея права на переработку, они лишились важной статьи доходов. С другой стороны, если разрешить полную переработку на судах, то рыбозаводы останутся без работы, а это приведёт к серьёзным социальным последствиям в тех регионах, где с трудоустройством и так большие проблемы. Ведь проблема прибрежного лова возникла не только из-за столкновения разных интересов. В последние годы существующие правила устраивали государство, которое таким образом решало социальные проблемы в прибрежных регионах. Однако со вступлением страны в ВТО ситуация на рынке изменилась и рыбаки всё острее стали ощущать нехватку средств.
Правила прибрежного лова будут менять, потому что отрасль в новых условиях становится неконкурентоспособной. В 2011 году в прибрежных водах было выловлено около 650 тысяч тонн рыбы, притом что квоты разрешали около одного миллиона тонн. Это означает, что в течение года до потребителя не дошло несколько сотен тысяч тонн продукции моря. К тому же она получается слишком дорогой, и после снижения таможенных пошлин в рамках ВТО рыбаки не смогут конкурировать с иностранными поставщиками, которые в отличие от наших компаний работают на современных судах с использованием передовых технологий. В новых условиях, но со старыми правилами прибрежного лова без работы может остаться и переработка.
Серьёзные проблемы возникли у рыбаков в Дальневосточном, Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах. Например, в Мурманской области, где районы промысла сильно удалены от морских портов, и на Дальнем Востоке, где многие порты часто закрыты льдами, время доставки рыбы на предприятия составляет двое-трое суток. В результате растут затраты на топливо и обслуживание судов и, по оценке экспертов, себестоимость рыбы увеличивается на 50 процентов.
Сюда же нужно заложить штрафные санкции за возможные нарушения, потому что соблюдать требования закона в таких условиях удаётся далеко не всем. Как правило, выживают лишь те компании, которые смогли соединить вылов и переработку. Остальные вынуждены ждать проверяющих, подстраиваться под рынок и несовершенное законодательство.