Александр Савельев: Сокращение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысла
Из Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса 7 сентябюря 2012 года:
«Минсельхозу России (Н.В.Федорову), Минфину России (А.Г.Силуанову) и Росрыболовству (А.А.Крайнему) с учетом ранее данных поручений Правительства Российской Федерации проработать вопрос о выделении в 2013 — 2015 годах средств федерального бюджета на расширение рыбохозяйственных научных исследований». Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ФАР РФ.
На сегодняшний день Росрыболовству на выполнение ресурсных экспедиционных исследований предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3,45 млрд руб. Этот объем не меняется уже 4 года. Такой объем бюджетного финансирования с учетом прошедшего в 2009 году 15% сокращения бюджетных расходов затрудняет исполнение возложенных на Росрыболовство функций по организации комплексного изучения водных биоресурсов с целью увеличения ресурсной базы российского рыбопромыслового флота, а также укреплению авторитета Российской Федерации в международном рыболовном сообществе.
Результатом экспедиционных ресурсных исследований является определение общих допустимых улов (ОДУ) водных биологических ресурсов, а также объемов возможного вылова водных биологических ресурсов, общие допустимые уловы которых не устанавливаются. Материалы, содержащие ежегодные оценки запасов ВБР и допустимую величину их изъятия, ежегодно в установленном порядке представляются на Государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По результатам государственной экологической экспертизы Росрыболовством утверждаются объемы ВБР для освоения российскими рыбопромысловыми компаниями.
В 2010 году общий допустимый улов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации составлял 4 млн 135 тысяч тонн. На 2011 год благодаря научным исследованиям, проведенным в 2009 году, определен общий допустимый улов в объеме 4,5 млн тонн. Для полного освоения указанных объемов требуется проведение ресурсных исследований в оперативном режиме (так называемая промысловая разведка). Выделяемое бюджетное финансирование позволяет проводить оценку запасов, но не позволяет осуществлять ресурсные исследования, направленные на поиск скоплений водных биоресурсов и краткосрочное прогнозирование распределения запасов.
Более того, из-за недостатка финансирования рыбохозяйственной науки в 2009-2011 г. отраслевые ученые не могут обеспечить разработку ОДУ водных биологических ресурсов на 2013 год в объеме более 4,5 млн тонн. Отсутствие новых данных по проведенным исследованиям не позволит в рамках Государственной экологической экспертизы утвердить представленные материалы, так как это будет только экспертная оценка.
Выполнение плановых показателей требует расширения объемов ресурсных исследований на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за ее пределами.
В мире вообще идет процесс ужесточения контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами своих исключительных экономических зон и распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана. То есть недоосвоение водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации создадут ситуацию, которая будет провоцировать растущее внешнеэкономическое и внешнеполитическое давление на Российскую Федерацию со стороны иностранных партнеров.
В настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Отсутствие или недостаток финансирования приведет к прекращению в 2013 году российских морских ресурсных исследований, в то время как одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость их непрерывного проведения. Поэтому снижение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами.
Недоосвоение российским флотом выделенных квот, прекращение научных исследований и ведение промысла водных биологических ресурсов в ряде районов Мирового океана неминуемо ведут к перераспределению ресурсов в пользу других государств.
Для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования отрасли и отстаивания позиций Российской Федерации в международных организациях необходим дополнительный объем средствах федерального бюджета в 2013 году на проведение комплексного изучения водных биоресурсов размере 970,0 млн рублей. Деньги нужны для решения следующих задач:
Проведение ресурсных и экосистемных исследований в Арктических морях.
В настоящее время существует необходимость в проведении трех экспедиций на крупных (или, как минимум, двух средних и одном крупном) судах продолжительностью около 90 судосуток каждая, общей стоимостью 265 244,0 тыс. руб. (2 экспедиции в Южную часть Северного Ледовитого океана и Карское море, ориентировочная стоимость одной экспедиции 95 350,0 тыс. руб., 1 экспедиция в Чукотское море — ориентировочная стоимость экспедиции 74 544,0 тыс. руб.). Результаты экспедиций позволят обосновать дополнительную потенциальную сырьевую базу российского рыболовства в Арктических морях в объеме до 100 тыс. т (треска, пикша, мойва, сельдь, черный палтус, сайка, крабы-стригуны и другие водные биологические ресурсы) и усилить научную аргументацию позиции России по вопросам будущего международного управления рыболовством в Северном Ледовитом океане.
Проведение ресурсных экспедиционных исследований в Северной Атлантике.
Необходимо осуществить три экспедиции на крупнотоннажных судах продолжительностью около 100 судосуток и общей стоимостью 304 200,0 тыс. руб. (стоимость каждой экспедиции 101,4 млн руб.) для сбора сведений о состоянии запасов и определению их генетической структуры ВБР. Результаты экспедиций позволят не только обосновать дополнительную сырьевую базу для российского рыболовства в Северной Атлантике в объеме от 80 до 150 тыс. т (окунь, креветка, путассу, треска, пикша, черный палтус и другие ВБР), но и усилить научную аргументацию позиции России в рамках международных организаций по управлению рыболовством в Северной Атлантике.
Проведение ресурсных экспедиционных исследований в водах, прилегающих к Африке.
Необходимо осуществить две экспедиции продолжительностью около 250 судосуток и общей стоимостью 114 108,4 тыс. руб. позволит обосновать дополнительную сырьевую базу российского рыболовства в Центрально-Восточной Атлантике в объеме до 150 тыс. т (ставрида, скумбрия, сардина, сардинелла) и усилить научную аргументацию позиции России в рамках двусторонних соглашений со странами Западной Африки (Мавритания, Сенегал, Марокко).
Проведение исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и территориальном море Республики Абхазия в Черном море.
Для организации регулярного присутствия отечественного рыболовного флота в ИЭЗ России, в Керченско-Таманском районе Черного моря и в водах Абхазии необходимо проведение экспедиционных исследований с целью оценки запасов шпрота, камбалы-калкан, акул, скатов, ставриды, мерланга, запасов промысловых скоплений черноморских трансграничных видов рыб (черноморской и азовской хамсы, кефалей, пиленгаса, барабули), скумбрии, пеламиды, луфаря и сопутствующих видов пелагических рыб получение научных данных по распределению, численности, качеству и воспроизводству ВБР, а также о среде их обитания, в целях оценки запасов, определения общего допустимого улова и величины возможного вылова.
Производственные затраты на проведение исследований в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации и территориальном море Республики Абхазия в Черном море составляют 28 808,0 тыс. руб.
Проведение ресурсных исследований в Каспийском море. Производственные затраты на проведение исследований Каспийском море составляют 33 300,0 тыс. руб.
Для отстаивания позиций Российской Федерации при определении национальных квот добычи трансграничного объекта промысла — каспийского тюленя между 5-ю прикаспийскими государствами необходимо провести аэрофотосъемки тюленя в Северном Каспии по оценке численности популяции каспийского тюленя.
В связи с рекомендациями международных организаций, в которых российская сторона является полноправным участником (СИТЭС, ФАО, Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря) и планируемым принятием прикаспийскими государствами моратория (III саммит Глав прикаспийских государств) на промышленный вылов осетровых рыб необходимо провести международную всекаспийскую тралово-акустическую съемку по всей акватории Каспийского моря с участием представителей научных рыбохозяйственных центров этих государств.
Так же необходимо проведение научно-промышленного эксперимента в Каспийском море для организации специализированного промысла обыкновенной по результатам которого будет дана оценка динамики промыслового запаса обыкновенной кильки в российской части Среднего Каспия, качественной структуры промысловой части популяции, характера распределения скоплений, районов и мест ее концентраций, рекомендации по освоению запасов обыкновенной кильки в российской части Среднего Каспия.
Проведение экспедиционных исследований в пресноводных водоемах Российской Федерации, включая содержание научных судов и береговых наблюдательных пунктов – 224 339,6 тыс. руб.
Пресноводное рыбное хозяйство имеет ряд особенностей, заключающихся, прежде всего, в независимости его от внешнеэкономических факторов, а также в том, что вылов рыбы и производство рыбопродукции осуществляется на местах ее потребления. Значительная величина отечественного рыбохозяйственного пресноводного фонда, насчитывающая 22,5 млн га озер, 4,6 млн га водохранилищ и более 523 тыс. км рек, позволяет говорить о существенной роли пресноводных водоемов в экономике страны.
Рыболовство на внутренних водоемах, несмотря на незначительные объемы вылова и сравнительно небольшую суммарную стоимость добываемых объектов, имеет высокую социальную значимость, поскольку позволяет в значительной степени, решить проблемы занятости местного населения, особенно в тех регионах России, где за годы реформ резко сократилось число рабочих мест. Невозможно переоценить роль спортивного и любительского рыболовства для многомиллионного населения подавляющего большинства регионов нашей страны.
По данным официальной статистики среднегодовой вылов пресноводной рыбы в 1990 – 2006 гг. колебался в пределах 45,0 – 107,1 тыс. т, составив в среднем 67,7 тыс. т при средней величине ОДУ за эти годы 122,1 тыс. т. Исторический максимум вылова за последние 20 лет отмечен в 1989 году – 119,3 тыс. т. Между тем, расчеты показывают, что при ужесточении контроля за промыслом, расширении сырьевой базы регулируемого рыболовства за счет включения в нее ранее не использовавшихся биоресурсов официальный вылов может подняться до уровня 300-350 тыс. т.
Наиболее достоверным источником информации о состоянии сырьевой базы являются ресурсные исследования. На основании результатов этих исследований принимаются решения по стратегии и тактике рационального использования запасов, развитию региональных рыбохозяйственных инфраструктур, модернизации промыслово-технической базы, оценивается результативность работы предприятий по воспроизводству рыбных запасов, разрабатываются требования к биологической и технической мелиорации водоемов и т.д. Можно утверждать, что деятельность всего рыбохозяйственного комплекса внутренних водоемов России полностью зависит от качества и количества научных материалов, получаемых в ходе ресурсных исследований.
Основные позиции затрат на проведение пресноводных ресурсных исследований обоснованы следующими позициями:
При минимально необходимой численности специалистов, занятых в исследованиях на пресноводных водоемах 200 человек и средней заработной плате 15 тыс. руб. только фонд заработной платы (с учетом налогов) составит 36,0 млн руб.
Затраты на экспедиционные исследования (оплата проезда до точки наблюдений и обратно, полевые, аренду авиации и вездеходов, ГСМ для маломерного флота и автотранспорта, химреактивы и т.д.) составят ежегодно не менее 138,3 млн руб.
Для содержание членов команды судов в кол-ве 80 человек, средняя заработная плата членов которой должна быть не менее 10 тыс. руб. При этом фонд заработной платы команды с учетом налогов составит 15 млн руб. Время работы каждого судна должно составлять не менее 100 дней в году, в среднем по 10 часов в сутки.
Затраты на текущий ремонт судов, оплату стоянок и пр. составят еще не менее 10 млн руб. ежегодно.
Общая сумма накладных расходов из расчета в среднем 50% от основной заработной платы составит около 15 млн руб.